Газета,
которая объединяет

Само совершенство

Галерея «Х.Л.А.М.» исследует явление феминизма
Рубрика: от
Автор:

Позавчера, в день открытия новой выставки в галерее современного искусства «Х.Л.А.М.» (приуроченной, понятное дело, к женскому празднику), мимоз в цветочных магазинах еще не было. И художник Сергей Горшков, вознамерившийся поздравлять зрительниц, проявил (как всегда!) похвальную смекалку – заготовил для прекрасного пола воздушные шарики. Вернее, «колбаски» – те самые, которые легко завязать в немыслимый узел. Или в какую другую «фигнатерию» – насколько фантазия «выстрелит»…

Моя, признаться, спала без просыпу; с шариком-колбаской наперевес я и перемещалась по выставке, задевая длинным голубеньким подарком кого ни попадя. Но «задетые» не обижались. Сила привычки: демократичность поведения гостей и хозяев – фишка «Х.Л.А.М.а». Особо актуальная в предпраздничные дни: когда и позволить себе безобидный (с позиций морали и нравственности) «выход за рамки», как не накануне узаконенного веселья? Международного. Что характерно.

Посвящение Кларе и Розе

При всем том серьеза – добротного наполнения выставки – никто не отменял. Очень разные авторы, которых оказалось более десятка, должны были, согласно концепции «Феминизма», поселить в галерее женский образ. Или – образы. Видение оных руководство галереи не корректировало: кто что считал нужным поместить в экспозицию – то и обнародовал. Получилось занятно. А местами – талантливо.

– Мы, люди старшего поколения, еще с советских времен знаем: 8 Марта – день, когда мужчины поздравляют женщин, дарят им подарки, – держал речь на открытии Сергей Горшков. – Сто лет назад женщины были угнетены и боролись за свои права. А сейчас я вижу, что они их практически добились. В Воронеже, во всяком случае; женщины – хозяйки нашего города. И воронежские мужчины живут ради женщин. Пашут ради них землю, растят хлеб. А потом этим хлебом кормят своих любимых… Страшно, конечно, выговорить, но я вынужден сказать: даже члены правительства тоже имеют жен! И если бы не жены, члены правительства не столь усердно заботились бы о благополучии нашего края! Что уж об искусстве говорить: поэты, писатели, музыканты воспевали женщину во все времена. Ставили ее на пьедестал. Только и думали о том, как угодить своей царице. Молчу уж о доблестных рыцарях, которые совершали подвиги ради прекрасных дам. Вот и мы, скромные деятели культуры Воронежского, Липецкого и Московского краев, представляя свои произведения, хотим показать зрителю, насколько женщина совершеннее мужчины. И по внешним данным, и по духовному миру. Конечно, у каждого художника – свое видение прекрасного. Свое понимание идеального. К примеру, на огромном полотне Валерия Мишунина – древнейшая скульптура Венеры, найденная в Костенках. Еще первобытные люди впечатлялись красотой женщин, создавали их образы.

Вспомнили, разумеется, в тот вечер о Кларе Цеткин и Розе Люксембург – неизменных (в последние годы – уж точно) «спутницах» празднования женского дня. Дескать, они его своими коммунистическими мозгами придумали – взамен дня жен-мироносиц, почитаемого православием. В честь этих ретивых феминисток предлагалось помаршировать под «Смело, товарищи, в ногу». Спели, что ж, вполне слаженным хором. И потопали старательно – с историей надо считаться. У нее ведь на все – свои резоны. Может, у той же Клары некий ушлый Карл кораллы стырил – вот она от отчаяния и подалась в феминистки. С полной решимостью показать, кто в государстве хозяин.

Вечный двигатель

Идеологическая подоплека воронежского «Феминизма» сводится к тому, что матриархат в столице Черноземья – явление сегодняшнего дня. Оно, конечно, среди авторов выставки ни одной женщины не затесалось. Но женская цивилизация усилиями художников-мужчин действительно создана. Причем – полюсная; даже линогравюры воронежского графика Михаила Ахунова, известного певца социалистического реализма, – контрастны. На одном листе – романтическая модель в стиле ню, на другом – плакатная передовичка производства. И там, и там – женщина…

Хороши работы Алексея Загородных, Кирилла Гаршина, Сергея Горшкова, Николая Алексеева, Кирилла Савельева, Евгения Буракова, Андрея Басанца. Но самый, пожалуй, эффектный экспонат – фонтан Горшкова-младшего, Ивана. Этот молодой человек не перестает удивлять: из бесформенной, аморфной парафиновой глыбы (сама нежность!) медленно истекают «слезки». Кап-кап – прямиком в большущую металлическую чашу. Изрядно искореженную и причудливо инкрустированную, в которую баба-глыба и помещена. Такая она, знаете, мягкая, голенькая и беззащитная в брутальном «жестяном» контексте: как тут о женщине не вспомнить?! Ассоциативное мышление – то, ради чего современные художники трудятся не покладая рук. Круглосуточно не выключая сознания. А вода-то как «движется»?

– Очень просто: компрессор качает водичку из емкости. Получается настоящий фонтан, работающий вечно: ничто никуда не девается и ниоткуда не берется, – поясняет Иван. – И вся эта парафиновая штуковина, некая телесная, физиологичная масса, постоянно источает какие-то соки. Интимность, немножко жалкая и в то же время милая – в неказистой чаше жестокого мира. А вообще это похоже на купель. И на дитя в нем. На маленькое тело, которое оказалось в купели; если честно, сейчас мне даже проговаривать не хочется, что к чему.

Восковая фигура

– И не надо. Расскажите лучше, где парафин брали – поди, сотни свечек извели?

– Точно! Лень было на оптовых базах приобретать кусок от двадцати килограммов – тащи его потом… Купил свечи – на пробу. Потому что весной планирую заняться фонтанами всерьез. С прицелом на выставку в Москве, в «Аптекарском огороде» – это Ботанический сад МГУ. Уютное, говорят, местечко: там оранжереи и все такое прочее. Среди этого благолепия предложено сделать выставку трех художников, один из которых – я. Решил соорудить несколько фонтанов; мне кажется, среди цветов и клумб они будут кстати. Так что на первом фонтане я потренировался перед большой серией, посвятив этот эксперимент женщинам.

– Удивительно, что велся он с использованием парафина. Такой ведь материал уязвимый…

– Парафин пришел в голову довольно резко. Вообще мне давно хотелось делать большие чаши, используя разные материалы. А эта попытка – очень дерзкое комбинирование брутальных, жестких, вечных сред и совсем уж разваливающихся. От каждого прикосновения… Парафин – из рук вон какой непрактичный материал.

– И ведь не побоялись рискнуть…

– Я просто представил себе: химия эта, восковой ком – наверняка ж очень круто будет! Красиво и трогательно. Завораживающе. С наростами какими-нибудь налепленными, теплыми и большими. А потом – пришла вода. Неизбежно: на сухой парафин сядет пыль, прилипнет к нему. Все это очень быстро превратится в дрянь невыносимую. Начнет плавиться от прикосновений рук, под солнцем. А как сделать парафиновую скульптуру, чтобы она была защищена от губительных воздействий? Только поместить ее в фонтан; это мышление – отчасти практическое, но без него – тоже никуда… Конечно, и женские парадоксы тут воплощены. Где граница между высоким и низким? В какой момент женщина становится жалкой, а в какой – прекрасной? Когда она не реализовалась, чувствует себя ущербной – вызывает только жалость, а то еще чего похуже. И все называют ее нехорошими словами. А стоит чуть-чуть переиначить ситуацию – женщина станет королевой мира. И ее будут носить на руках…

Вашими устами, дорогой Иван!!!