Работать, слушая сердце
Волкодав, Бык, Красный Пахарь, Фриденфельд – не просто слова, а наименования воронежских маленьких хуторков с населением не более семи человек. Как протекает там жизнь, можно увидеть на снимках известного в городе фотографа Андрея Архипова. 5 апреля он в областном Доме журналистов представил выставку-проект «Заброшенные хутора».
Не просто снимки
С первого снимка, что бросается в глаза, смотрит старушка: она плачет, смахивая слезинку с лица, а зоркий объектив фотографа ловит эту капельку в воздухе. На другой фотографии – дедушка. Опершись на трость, он с грустью глядит вдаль из окна разрушенного кирпичного дома. Лица старика не видно, но почему-то ясно представляешь, как он выглядит. Но здесь, среди снимком, пронизанных грустью, можно встретить и забавные. Вот, к примеру, местная жительница улыбается фотомастеру с сельской остановки, а рядом – Дед Мороз в полном «обмундировании».
– Каждый журналист ищет ситуации, в которых социальная проблема наиболее ярко выражена, обострена. Сейчас налицо тенденция вымирания российских деревень, – рассказывает Архипов. – Я езжу по селам Воронежской области, в которых осталось немного жилых домов, общаюсь с последними жителями, фотографирую. Возможно, память об этих людях и местах скоро может остаться только на фотографиях.
Любопытно, но такую тенденцию подмечают и коллеги фотохудожника по цеху.
– Снимки эти смотрят, в частности, бывшие хуторяне, которые разлетелись по всей стране. А это – родные места, а значит – воспоминания, ностальгия, тоска по родине, – объясняет Сергей Мардело. – И очень здорово, что все это у Андрея получается передать в одном фотоснимке.
Драматургия со смыслом
Впрочем, зрители выставки говорят, что она действительно завораживает: фотографии настолько глубоки, наполнены большим человеческим смыслом, что глядишь на них не просто как на картинку, а будто просматриваешь настоящую драматургическую киноленту.
На вопрос о том, как удается подмечать то, что далеко не всегда удается другим хорошим фотографам, Андрей Архипов отвечает скромно.
– Здесь чувствуешь, – указывает на сердце. – Здесь думаешь, – касается рукой головы. – А тут кнопка фотоаппарата, тут ты все соединяешь.
Особенно приятно, по словам фотографа, когда работы приносят колоссальную отдачу, а именно зрительский отклик. И такое случалось неоднократно – к примеру, в один из хуторов приехала семья пенсионеров из Санкт-Петербурга, чтобы привести в порядок старенький дом, в котором провела свое детство. Также поступало предложение от воронежцев создать туристический маршрут по заброшенным хуторам.