Газета,
которая объединяет

Красиво – когда с любовью

Воронежская рукодельница – о Ладушке, перевертыше и солнечном коне
Рубрика: Хобби№70 (2145) от
Автор: Ирина Лазарева

Мы привыкли, что любая кукла – лишь детская игрушка, но в далекие времена она несла и глубокий сакральный смысл. Рукодельница из Воронежа Наталия Мальковская увлекается историей славянской куклы уже восемь лет.

У каждой свое место

– Вот Ладушка, она нужна для мира в семье, – рассказывает мастерица. – А это кукла-перевертыш: символизирует переход девушки в статус женщины. Каждая девчонка знает: когда вырастет, вый­дет замуж, родит ребенка, будет носить почетное имя бабы. А каждая баба знает, что она родила ребенка, у нее много хлопот и забот, но в душе она все равно осталась девчонкой. А это солнечный конь – мужская игрушка. Есть такое выражение – «быть всегда на коне».

По словам Наталии, каждая из кукол отвечает за отдельную сферу жизнедеятельности человека: бывают куклы семейные, куклы-неразлучники, куклы-обереги и т.д. Наши предки свято верили в силу этих барышень, считалось, что они – помощники во всех делах, поэтому нередко их можно было увидеть в красном углу избы.

– Я убеждена, что у каждой куколки свое место. У меня в доме хранятся 70 разных видов барышень, но гости не всегда замечают их. Спрашивают: «А что это твоих кукол не видно?» Я показываю – а вот там стоит, там и там. И тогда уже их видят, – продолжает мастерица. – А так задумано. Куклу надо посадить высоко, чтобы она видела, кто пришел в дом и с какими намерениями. И она сама выбирает себе место: бывает, посадишь куда-нибудь, а не нравится. Переставишь – то, что надо.

С первого взгляда

Сама Наталия Мальковская стала шить славянские куклы уже в сознательном возрасте. Рассказывает, что однажды, увидев маленькую куколку, сразу же отыскала в доме лоскутки ткани и приступила к работе.

– Сначала делаешь ей голову, а потом тельце – уже что-то есть, она на что-то похожа. А потом придумываешь ей костюм, наряжаешь – и вот она уже настоящая красавица, – улыбается рукодельница.

Наталия буквально с первого взгляда влюбилась в славянскую куклу, а в любом деле, она убеждена, главное – именно небезразличие и добрые намерения.

– Если тебе не нравится шить или вязать, лучше не берись, – говорит Наталия. – Работа тогда «заиграет», когда выполнена с душой. В особенности это важно для славянской куклы. У нее нет лица, и это полезно для развития воображения у детей. Я на своих мастер-классах задала вопрос девочке: «А какие глазки у этой куколки?» Она подумала и ответила: «Карие».

Рукодельница отмечает, что получится то выражение лица у игрушки, которое автор себе представляет. Но кукла со злым лицом вряд ли станет вашим оберегом.