Газета,
которая объединяет

О героях-любовниках и харизматичных старухах

Худрук одного из старейших частных театров России Николай Коляда рассказал, как актерам заработать на жизнь
Рубрика: Культура№33 (2205) от
Автор: Ирина Лазарева

Негосударственные театры очень мобильны и заинтересованы в первую очередь в привлечении публики. Академические же театры – неповоротливы, они не спешат выпускать премьеры, имеют большие субсидии от государства, им не о чем волноваться, их артисты всегда получают зарплату. Во всяком случае, в этом убежден художественный руководитель «Коляда-Театра» Николай Коляда.

О том, как живет негосударственный театр, о современной киноиндустрии и артистах, которые прячутся за декорациями, Николай Коляда рассуждал на гастролях в Воронеже.

В ВЫХОДНЫЕ – «СЕНОКОС»

– Николай Владимирович, почему возрастает интерес зрителя к театрам из «кармана»?

– Мы живем по принципу «не потопаешь – не полопаешь», рассчитываем только на себя. Придумываем по новому проекту каждый день – это и спектакли, и конкурсы, и фестивали. Нам важно привлечь внимание зрителя и журналистов. Когда мы готовимся к очередному показу, я то и дело бегаю в кассу и спрашиваю, сколько продано билетов. И размышляю: что нужно предпринять, чтобы продать больше? Многие академические театры вообще об этом не думают. Вот возле нашего драмтеатра, в Екатеринбурге, вечером можно увидеть несколько автобусов – людей сгоняют из области. Среди них – много случайной публики, которая смотрит и не понимает, что вообще там делает.

Или вот еще что: знаю несколько академических театров, где суббота и воскресенье – выходные дни. Мол, вся страна отдыхает, и мы тоже. Но как так? У нас в это время «сенокос». Спектакли идут параллельно на двух сценах, для разных категорий зрителей – для детей, подростков, взрослых. Плюс – всевозможные читки, встречи…

Впрочем, в наш адрес со стороны государственных театров также много звучит негатива. Говорят: «Боже мой, что вы там играете, костюмы нашли на помойке, стулья поставили и все, больше ничего нет. Фу! Театр – это же светлое и чистое!» Но я очень люблю бедные спектакли – в хорошем смысле этого слова. Когда главный на сцене – его величество артист, а не дым, свет, телевизионные экраны, которые, я убежден, используют для того, чтобы прикрыть немощь артистов.

– Есть мнение, что такое понятие, как «амплуа актера», отмирает. И особенно это актуально как раз для частных театров, где обычно маленькая труппа, а разнообразие ролей велико…

– Думаю, что в театре важно иметь героя-любовника – красивого, высокого, стройного парня, на которого пойдут девочки, будут ждать его с букетиками у служебного входа. Должна быть прекрасная девушка, на которую будет приятно смотреть мужчинам. Должен быть злодей, харизматичная старуха… Понятие амплуа не отмирает, оно есть, как и прежде.

Другой вопрос – кого сейчас набирают в театральные институты. Когда я вижу этих юных актрис, мне становится плохо – у них ноги от шеи, а бездарные, как пробки. Посмотрите наши сериалы, они же все одинаковые! И куклы эти с пластмассовыми губками… Смотришь на них и думаешь: «Ну и что в тебе такого?»

– А что лучше: ставить спектакли по своим пьесам или брать произведения других драматургов?

– Не имеет значения. И то и другое – творческий процесс. Ты приходишь на репетицию абсолютно неготовый, читаешь произведение, а потом что-то в голову ударит, и начинаешь придумывать. У нас всегда веселье на репетициях, даже когда трагедии ставим. Я говорю актерам: «Мама ушла на работу, и вы остались одни. Давайте доставайте ее платья, помаду, туфли, пишите на стенах гадкие слова, разорвите в клочья подушки и диван – делайте все что угодно, пока ровно в шесть не повернется ключ в двери». Я разрешаю им баловаться. В актере должен жить ребенок, если он умирает – вон из театра. У нас всегда хорошая атмосфера, никаких мук творчества. Именно так должен рождаться спектакль.

– Председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин предложил объявить 2019-й Годом театра. Как вы считаете, нужно ли идею поддержать?

– Я страшно доволен этим предложением. В Год культуры наши чиновники, чтобы отчитаться перед Москвой, дали нам 71 миллион на новое здание театра. Если бы не Год культуры, мы бы до сих пор сидели в деревянной избушке.