Газета,
которая объединяет

Сказки Пушкину

В Воронеже прошел театрализованный парад, посвященный великому поэту
Рубрика: Культура№41 (2213) от
Автор: Ирина Лазарева

В День России, 12 июня, в Воронеже состоялся традиционный театральный парад Платоновфеста – впервые за время проведения посвященный одной теме. Представление стало единым уличным спектаклем, темой которого были произведения Александра Пушкина, биография поэта и мифы, связанные с его личностью. Парад получил название «Пушкинские игры».

По центральным улицам города прогулялись ожившие персонажи произведений Пушкина – «Сказки о царе Салтане», «Руслана и Людмилы», «Дубровского», «Бориса Годунова» и других. Здесь вам и царь Гвидон, превращающийся в шмеля, и мертвая царевна, отравившаяся яблоком, Золотая рыбка и Русалка. Участниками парада стали и реальные «пушкинские» люди – няня Арина Родионовна, которая во время шествия вязала на спицах, жена Наталья Гончарова, сжигающая неопубликованные стихотворения поэта, и даже метафорические любовницы Пушкина, тела которых были расписаны стихами.

Шествие напоминало своего рода книгу об Александре Сергеевиче – здесь был и пролог, и кульминация, и апофеоз. Над концепцией театрализованного представления трудились 57 художников и режиссеров арт-группировки КТОМЫ. Руководителем группы стала главный художник московского Электротеатра «Станиславский» Анастасия Нефедова.

– Когда Михаил Бычков (художественный руководитель Платоновфеста – прим. авт.) предложил мне сделать парад, я согласилась, не задумываясь о последствиях, – призналась Нефедова. – Парад, который мы подготовили – это встреча с Александром Сергеевичем в новом смысле. Мы хотели показать, что он с нами, что он живет.

Все участники парада – это не канонические пушкинские образы, а персонажи в том виде, в котором они могли бы жить сейчас – в эпоху интернета, клипового сознания и масс-культуры. Да и сам Александр Сергеевич здесь преобразился: составители шествия задействовали сразу несколько Пушкиных в разных интерпретациях. В роли «солнца нашей поэзии» выступил Кибер-Пушкин, зачитавший рэп про Воронеж, и Пушкин-Сизиф, кативший колесо сансары. Также можно было увидеть маленького Александра Сергеевича и уже совсем пожилого – авторы предположили, каким мог бы стать писатель, если бы не погиб на дуэли.

– В основе композиции шествия – метафизическая дуэль между Пушкиным-творцом и Пушкиным-человеком, в которой Воронеж стал секундантом – свидетелем непрекращающейся дуэли между художником и личностью, – добавила Анастасия Нефедова. – Это сквозная тема всего парада. Такой ход редко используется в подобных мероприятиях.

Всего в параде были заняты 15 групп, каждая из которых воплощала один из сюжетов Пушкина. Участники разыгрывали мини-спектакли и перформансы, танцевали и читали стихи, устраивали рок-концерты и взаимодействовали со зрителями, которые, кстати, позитивно оценили старания художников и артистов.

– Мы постоянные зрители театрального парада, каждый год приходим посмотреть на это зрелищное и яркое мероприятие. В этот раз нас привлекло то, что структуру парада изменили. Да, не приехали зарубежные гости и не показали свой театр, но мы смогли увидеть, что наши режиссеры и художники ничуть не хуже! – рассказала жительница Воронежа Ольга Кисленко.

Завершился парад представлением на площадке у Театра оперы и балета. Артисты пели песни и танцевали в общем хороводе. А еще пять московских художников подарили городу пять эскизов памятников Александру Пушкину, которые можно было бы установить в городе. Это Пушкин-неваляшка, Пушкин в виде дымковской игрушки, Пушкин-путешественник, Пушкин с голубями и Пушкин в цветах, символизирующий, что к нему «не зарастет народная тропа».