Газета,
которая объединяет

«Чистой воды коммерция»

Евгений Баханов – об актерских комплексах, интересе бизнесменов и о том, чем привлекательны спектакли-бродилки
Рубрика: Культура№50 (2222) от
Автор: Ирина Лазарева

Театр, в котором зритель – уже не заложник театрального кресла, а соучастник. Театр, в который зритель уходит с головой, словно в виртуальную реальность.

Место, где все останется в статичном положении, если зритель не двинется с места. Именно так описывают сегодня новую форму искусства – иммерсивные шоу. Но что это на самом деле: реальная возможность прожить историю изнутри или отличный способ заработать денег, сыграв на нетривиальности формы? Подробности – в интервью корреспондента «Берега» с актером Евгением Бахановым.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ РЕКЛАМА

– В Воронеже уже показали три иммерсивных спектакля. Один из них готовил ты вместе со своей творческой командой – «Инь и Ян» по Борису Акунину. Расскажи, почему ты обратились именно к этому произведению?

– Руководство развлекательного комплекса, в котором состоялась премьера, обратилось ко мне с просьбой поставить иммерсивное шоу. Для них это хорошая возможность открыть площадку чем-то новым и увлекательным для людей. Я же был готов согласиться только при условии, если найду подходящий материал для такого спектакля. Был вариант переписать Достоевского и сделать психологический иммерсив. Думали обратиться к старым злым и страшным итальянским сказкам или поставить историю в стиле Сэмюэла Беккета, который является одним из основоположников театра абсурда. Но мне хотелось, чтобы это была какая-то эстетическая история, а не тарантиновская. Хотелось, чтобы зритель чувствовал себя в неудобном положении, когда рядом с ним ходят артисты, играющие людей, у которых есть понятие чести и совести. И я понял – это должен быть Борис Акунин. «Инь и Ян» – единственная пьеса писателя. Любопытно, что она имеет две версии – черную и белую. Я читал обе, но для спектакля мы решили взять именно черную, потому как в ней есть элемент мистики.

– Над «Инь и Ян» и «Наследниками» (иммерсивный спектакль, поставленный в воронежском клубе) работает одна и та же команда артистов. Отличается ли ваше шоу от «Наследников» чем-то, кроме сюжета?

– Во-первых, в «Инь и Ян» участвуют актеры не только драматического, как в «Наследниках», но и других театров. Во-вторых, нужно понимать, что иммерсивное шоу – это не совсем спектакль в традиционном понимании, здесь не работают привычные театральные ходы. В данном случае мы хотели, чтобы состоялось полное погружение зрителей в историю, чтобы они почувствовали себя людьми, без которых ничего не двинется. Зрителей нужно впустить в действие, они должны чувствовать, что от них здесь все зависит, чтобы у них мурашки по спине забегали.

У нас линейная история, и если ты не будешь ей следовать, то «выпадешь» и ничего не поймешь. У нас зрители становятся детективами. В «Наследниках» он может выбирать, чью историю персонажей наблюдать, и от этого меняется его взгляд на финал.


– Иммерсивка – нечто новое для воронежского зрителя, а потому интересное. Но, как мне кажется, это в основном коммерческие проекты, на которых бизнес желает делать деньги.

– Это и есть чистой воды коммерция. Глупо не признавать или стесняться этого. Но желание разрекламировать свое заведение важно только для заказчика. Актеры относятся к этому исключительно как к интересному проекту, и наша задача – сделать качественный продукт. Ведь, если не получается, мы рискуем своей репутацией.

ВЫЙТИ ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА

– Иммерсив предполагает стирание грани между сценой и зрительным залом. Фактически на таком мероприятии нам разрешено подходить к артисту и пристально рассматривать его действия и эмоции. Как артистам работается в таком ключе?

– Непросто. Близкий зрительный контакт – и даже мы, ко всему привычные, можем растеряться. Нужно удерживать внимание зрителя, у которого много объектов внимания. Если бы он пришел в театр, он бы однозначно смотрел на сцену. А на иммерсивное шоу люди приходят из любопытства, и ты должен доказать свою профессиональную состоятельность не на сто, а на двести процентов, заинтересовать с первых же минут каждого. Это выход из зоны комфорта, тренинг. В какой-то степени мы себя защищаем – и мы, и зрители во время представления должны находиться в масках, с ними как будто бы не так страшно.

– Как считаешь, Воронеж готов принять подобное новое искусство? Финансово в том числе?

– Все зависит от того, как человек предпочитает отдыхать. Если ему интересна культура, то, наверное, он, зная, что в городе поставлено три разных иммерсивных спектакля, выбрал бы этот аттракцион. Но что касается зрителя, пока чувствуется в нем некая скованность и зажатость. По пути детективов, который мы предлагаем в своей работе, соглашаются идти нечасто. За все время на это решились только однажды. Чаще в поведении людей прослеживается мысль: «Только не трогайте меня и ничего со мной не делайте. Я сейчас досмотрю то, что вы тут поставили, и спокойненько домой к телевизору вернусь».

Финансово, если говорить откровенно, тоже, вероятно, не все подготовлены. Билет на иммерсивное шоу стоит в два раза дороже, чем на классическую постановку в драматическом театре. Но не будем забывать, что иммерсивки – преимущественно коммерческие проекты, и заработок – их цель. Но вообще, я думаю, это только начало, и подобные спектакли обязательно найдут свою постоянную аудиторию.