Подготовка к урокам
Воронеже 118 общеобразовательных учреждений примут почти 11,2 тысячи первоклассников. О готовности образовательных организаций к новому учебному году, инновациях в системе образования и приоритетных задачах в 2018-2019 учебном году «Берегу» рассказала руководитель городского управления образования и молодежной политики Любовь Кулакова.
МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ – ВСЕ БОЛЬШЕ
– Любовь Анатольевна, завтра воронежские школьники займут свои места за партами, а кто-то и впервые придет на урок. Все ли готово к встрече учащихся?
– Разумеется, школы уже подготовлены к началу учебного года. Закуплены учебники и пособия, проведен ремонт учреждений. В этом году он осуществлялся
в 91-й школе. Комплекс работ включал ремонт кровли и помещений, замену окон. Подготовка – это и реализация программы «Доступная среда»: принять детей с ограниченными возможностями здоровья с разными формами заболеваний теперь смогут школа №39, Центр развития творчества детей и юношества «Крылатый» и «Центр развития ребенка – детский сад №66». Кроме того, на пяти пришкольных территориях завершается строительство спортивных площадок. Почти 50% школ оборудованы современными площадками для проведения уроков физкультуры. Напомню, что спортивные площадки у образовательных учреждений доступны не только для обучающихся, но и для жителей близлежащих микрорайонов.
– Актуальным остается вопрос обеспечения безопасного пребывания детей в образовательных организациях и на их территориях. Буквально на днях жители Коминтерновского района пожаловались, что школьный двор у первой школы заварили забором.
– Требования к безопасности образовательных учреждений устанавливаются нормами федерального законодательства, которые предполагают в том числе и ограждение забором школы или садика по всему периметру. Это и санитарные требования, и антитеррористические. За неисполнение – штраф для руководителя учреждения. За этим строго следят надзорные органы – прокуратура и УМВД, которые проверяют все образовательные организации перед началом учебного года. Организация безопасного пребывания детей в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования – первостепенная задача, которую ставит перед нами глава Воронежа Вадим Кстенин.
Еще раз повторю, что наличие периметрального ограждения – одно из обязательных условий готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Сейчас все воронежские школы приняты контрольно-надзорными органами, и торжественные линейки, приуроченные ко Дню знаний, состоятся.
– Наблюдается ли дефицит педагогов-предметников?
– Сейчас уже практически все вакантные ставки закрыты. Вопросы, связанные с кадровым обеспечением школ, директора должны решить до начала учебного года. Отмечу, в этом году после проведенного анализа востребованности вакансий была установлена потребность в учителях начальных классов, математики, русского языка, литературы и английского. Количество педагогических работников увеличилось на 262 человека – всего сейчас у нас 6136 учителей. Кстати, наблюдается приятная тенденция омоложения педсостава – профессия востребована выпускниками педагогических вузов, интересна им. 40% из принятых на работу в этом году – люди до 35 лет.
ВНЕДРЯЕМ НАЦПРОЕКТ
– Каждый новый учебный год сопровождается реформами в сфере образования. Каких новшеств ожидать в этот раз?
– В первую очередь нужно сказать, что теперь министерство образования и науки поделено на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования, поэтому каких-то оргизменений в системе не избежать. Мы не говорим о глобальных реформах, которые повлекут за собой перелом всей системы. Речь идет о рабочих изменениях.
Также мы будем двигаться в русле майских указов президента. Поставлена задача – войти в десятку лучших стран мира по качеству образования. Это очень амбициозная цель. Решать ее планируется с помощью нацпроекта, который сейчас формируется на федеральном и региональных уровнях. Подготовлены и проекты: «Электронная школа», «Современные родители», «Учитель будущего» и другие. Проект «Современные родители», например, предполагает создание единого федерального портала для мам и пап, где они смогут связаться с педагогами и психологами, получить своевременную консультацию и помощь. Это важно, так как родители – полноценные участники образовательного процесса, но, к сожалению, об этом часто забывают.
– Не первый год в стране борются с ликвидацией второй смены в школах. Для нас это тоже представляло проблему. Есть ли реальный прогресс?
– Вопрос по-прежнему актуален: 40% воронежских школ работают во вторую смену. Для того чтобы их разгрузить, нужно возводить новые учреждения или пристройки к ним. Так, 1 сентября первый звонок прозвенит в школе №103 в микрорайоне Шилово. Учреждение рассчитано на 1224 места, но примет пока 1000 учащихся – всех желающих, которые принесли документы. Школа возводилась совместно с жилой застройкой и ажиотажа с нехваткой мест в учреждении, как было, например, со 102-й школой, не возникало.
Потребность в новых школах сохраняется. В 2019 году свои двери распахнут образовательные учреждения в микрорайонах «Озерки» и «Олимпийский», в Боровом и на ул.Артамонова в Воронеже.
– А если говорить о готовности детских садов?
– Остается проблема с обеспечением местами детей до трех лет в ясельных группах. В Воронеже функционируют 176 групп на 4400 мест. Но этого недостаточно. Строящиеся детские сады сразу возводятся с яслями, а вот в действующих учреждениях приходится находить помещения, которые можно перепрофилировать. В этом году переоборудовали семь садиков и ввели дополнительно 180 мест в действующих дошкольных учреждениях, на будущий год запланировано еще семь.