Газета,
которая объединяет

«Русский балет – большой подарок миру»

Легендарный балетмейстер Владимир Васильев отметил в Воронеже свой творческий юбилей
Рубрика: Культура№80 (2252) от
Автор: Ирина Лазарева

На сцене – 60 лет! Круглую дату самый известный российский балетный хореограф не мог не отметить в столице Черноземья. Благодаря Владимиру Васильеву жизнь на сцене Воронежского театра оперы и балета обрели пять спектаклей и проектов.

Фестиваль, посвященный 60-летию творческой деятельности человека-легенды, в Воронеже назвали настоящей неделей искусств. Театр оперы и балета показал все спектакли, воплощенные здесь мастером, а сам Владимир Васильев порадовал зрителей не только личным присутствием и теплыми словами, но и в очередной раз удивил их своим талантом, выйдя на сцену в партии Петра Леонтьевича в постановке «Анюта» – в одной из самых любимых работ маэстро.

Наряду с солистами и артистами воронежской балетной труппы участниками фестиваля стали известные танцоры, с которыми Васильева связывает творчество. Это – артисты Большого (Москва), Михайловского театров (Санкт-Петербург) и театра «Кремлевский балет» (Москва), а также танцовщик и победитель телепроекта «Танцуй» на Первом канале Александр Могилев. Премьеру и ведущей солистке Михайловского театра Марату Шемиунову и Сабине Яппаровой выпала честь станцевать в спектакле-открытии «Балетные шедевры в оперной классике». Владимир Васильев считает этот проект очень значимым, так как в нем он постарался передать зрителям свое восприятие лучших образцов классического наследия.

Фестиваль не ограничился только показом спектаклей. Открылась фотовыставка российских и мировых фотографов «Владимир Васильев – человек-легенда…» в Доме журналистов, состоялся вечер современной хореографии Творческой мастерской Владимира Васильева в «Галерее Чижова», а еще мэтр провел встречу с журналистами.

– Владимир Викторович, вы станцевали десятки партий, не меньше поставили. А как вы относитесь к переиначиванию классики современными режиссерами и балетмейстерами, адаптированию классических произведений для молодежи?

– Я считаю, что классика на то и классика, что она в любое время актуальна. Но вопрос о том, как ее играть, на сегодняшний день спорный и действительно важный.

Балетное искусство – условно, и наша задача – сделать его безусловным для зрителя, который меняется. Меняется и язык поколений. Задача режиссера-постановщика в том, чтобы то, что исполнено на сцене, трогало нас так же, как и много лет назад. Как? Надо искать, пробовать, делать. Это вопрос вкуса, образования и таланта. Если ты имеешь определенный набор качеств и навыков, то что-то обязательно получится. А вот эта фраза, которую мы слышим на каждом углу: «Я так вижу!», говорится от безнадеги, на мой взгляд. Это – твое право, если ты ставишь для себя и только. Но если ты это делаешь для зрителей, то и ответственность другая.

Я убежден, что классика – для всех, а потому и ставить ее нужно для всех, и так, чтобы это за душу брало. Любого. В том числе того, кто вообще ничего не читает, и того, кто образован. Переиначивать и адаптировать – это такая сегодня мода. Модно, но глупо, если это заключается лишь в перенесении действия в другое время и место. Отсюда и несуразица, когда произносимый текст не соответствует зримой составляющей. Хорошо хоть в балете слов нет.

– Вы – сторонник сюжетного балета. Какую тему надо давно поднять в этом виде искусства?

– Как показывает практика, спектакли-долгожители – те, у которых имеется явный романтический стержень: любовь, отчаяние, столкновения на этой почве… И вообще, если балет – это искусство, а не просто телодвижения на сцене, а я в этом убежден, то в принципе не существует тем, на которые нельзя ставить балетные спектакли.

– В престижном конкурсе «Арабеск» несколько лет подряд выигрывают корейцы и китайцы. Выходит, там лучшая балетная школа? Как вы оцениваете уровень российских балетных школ?

– Китайцы, японцы и корейцы – это тоже русская школа. В 1959 году, когда я впервые приехал в Китай, там вообще не знали, что такое классический танец. Сейчас они в лидерах. Потому что там были и есть наши педагоги. Это наш большой подарок миру, и приятно, когда наше искусство живет во всем мире. Современная российская балетная школа также очень сильная, у нас вековые традиции и профессиональные мастера и артисты. И несправедливо, когда наших артистов ценят на родине меньше, чем даже неважного, но зарубежного. С этим надо бороться.