Газета,
которая объединяет

«Это хуже, чем стенка на стенку»

Рубрика: Социум№80 (2252) от
Автор: Ирина Лазарева

На днях многих шокировала новость: в Московской области восьмиклассник попал в реанимацию из-за ссоры в социальной сети. Группа подростков била его ногами. Мальчик получил серьезные травмы позвоночника и ослеп на один глаз.

Аналогичные случаи произошли с начала учебного года в Смоленске, Пскове и Ельце. А в Санкт-Петербурге случилось и вовсе невообразимое – старшеклассники облили бензином и подожгли 11-летнего мальчика с ДЦП. В интернете регулярно появляются видео с издевательствами детей над детьми. А почти две недели назад мир потрясла Керчь, где произошло массовое убийство в колледже.

Кто виноват в том, что травля в учебных заведениях становится повсеместной? Чем опасно такое явление, как буллинг и кибербуллинг (травля, в том числе в интернете), и почему давно пора бить тревогу? Об этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, педагогом-психологом воронежской общеобразовательной школы №68 Натальей Филоновой.

ИГРА В ОДНИ ВОРОТА

– Наталья Анатольевна, мне кажется, что и раньше школьники дразнили друг друга и драк было немало. Но сегодня детская жестокость переходит все границы. Почему это происходит?

– Совершенно верно, это было всегда. Еще c давних времен выходили стенка на стенку, чтобы выяснить что-то. Но тогда все это было исключительно очные поединки. Вышли две стенки, силой померились и закрыли вопрос. Сегодня же все иначе. Проблема буллинга и кибербуллинга сейчас является проблемой номер один в школах. Это связано с распространением социальных сетей и появлением целого поколения гаджетозависимых.

По статистике, основными жертвами буллинга и кибербуллинга становятся ученики 7-9 классов. Давайте посчитаем, сколько лет их родителям? Это те пары, которые в свое время также дорвались до соцсетей, и их первая потребность после тяжелого рабочего дня – зайти и проверить сообщения, пролистать новостную ленту, а не поговорить с собственным ребенком. Детям не хватает тепла, внимания, они нуждаются в тактильных контактах с мамой и папой…

Потребность заниматься травлей, в том числе в интернет-пространстве, – тоже от недостатка любви и невозможности быть услышанным. В образовательных учреждениях мы часто сталкиваемся с жестокостью и агрессией детей. Они обзываются, оскорбляют, избивают, снимают на телефон и выкладывают в соцсети. Это идет от потребности в превосходстве над другим человеком. А как его достичь? Если ты не пловец, не танцор, стихи не можешь сочинять, да и в учебе не преуспел? Бросить вызов в глаза не каждый посмеет, ведь можно получить отпор. А если ты делаешь это в виртуальном пространстве, где тебя никто не знает, то запросто. Ты можешь быть метр с кепкой, а в Сети ощущаешь себя гигантом. И если буллинг рано или поздно как-то дает о себе знать, то о его киберразновидности порой никто не подозревает, а у затравленного ребенка зачастую даже такого человека рядом нет, кому он может выговориться с уверенностью, что его поддержат.

– Выходит, проявление открытой агрессии и травли безопаснее кибербуллинга?

– Да. Потому что обычная драка – это выплеск энергии, эмоций, адреналин. Ты освободился и успокоился, пока снова не накопишь в себе какой-то негатив. Здесь же получается игра в одни ворота. Жертва не может противостоять агрессору в Сети и давать ему отпор, потому что ничего про него не знает. И это только подзадоривает агрессора.

«НЕ ЗАЩИЩЕНЫ ДАЖЕ ГОСУДАРСТВОМ»

– Есть такое понятие – «психология жертвы». Так как понять, кто из детей может стать объектом травли?

– Абсолютно любой ребенок может стать объектом предвзятого отношения. Но, как правило, причинами для травли становятся внешний вид, плохая или, напротив, отличная успеваемость, наличие инвалидности, проявления, связанные с пубертатом. Да вообще что угодно! Вопрос в том, насколько дети готовы противостоять этой травле. Если ребенок имеет хорошую самооценку, понимает, что есть люди, которыми он любим и которые принимают его таким, какой он есть, то мнение «мистера икс» в гаджете его волновать не будет. Главное – нужно хорошо объяснить своему ребенку, что в любой ситуации вы будете рядом.

– Опять мы про внимание и любовь родителей. Выходит, не умеем воспитывать?

– Родительская любовь очень важна в процессе воспитания личности. Но это, разумеется, не панацея от всех бед, хотя и от многих. Подумайте, кто склонен к употреблению нецензурных слов, умалению достоинств другого человека? Прежде всего тот, кто испытал подобное на себе. А опыт – это картинка перед глазами, система отношений, заложенная в семье. Вот недавно иду по двору – четырехлетние дети в песочнице играют в семью. Ребенок у них – кукла. И девочка говорит: «Еще раз придешь домой в таком виде, я с тобой разведусь». Откуда она знает эти слова? От мамы услышала. Или посмотрите, что происходит в общественном транспорте. Школьники всех растолкают в автобусе, только чтобы сесть и играть в танчики. А мамы это поощряют. Ребенок не понимает своей социальной роли, он даже в этой маршрутке – царь, поэтому и стремится искать изъяны в других.

Так вот, если изменить стратегию поведения родителей – их отношение друг к другу, к детям, то однозначно убережем их от многих проявлений агрессии. Они будут перенимать такую модель поведения. Нужно понять, что мы своих детей любим безусловно, а не за успехи в школе или за то, что они нам не мешают, когда мы приходим домой с работы.

– В чем еще вы видите решение проблемы кибербуллинга?

– Проблема кибербуллинга муссируется на разных уровнях – властями, в СМИ, на семинарах… Но ее решения пока нет. Можно об этом говорить, но явление не пойдет на спад, пока не будут предложены конкретные механизмы того, как с этим работать. На сегодняшний день мы не защищены даже на уровне законодательства. Сейчас обсуждают идею ввести ответственность за травлю в Сети, но как выявлять обидчиков? Пока все это – как ребус, который нам разгадывать еще не один год. Возможно, ответственность за травлю в Сети ляжет на родителей, и я считаю, что они должны отвечать, если есть прорехи в воспитании. Плюс – неплохо было бы ввести специальные тренинги в школах. Психологи, конечно, работают в классах, но форматы проведения и условия для подобных занятий должны быть иные.

ДЕЛАТЬ – ЗНАЧИТ ДУМАТЬ

– Представим, родители узнали, что ребенок стал жертвой травли. Что делать?

– Нередко пишут: мол, если вы заметили, что с ребенком что-то происходит, заберите у него все гаджеты и начните «топтать каблуками». Хочу сказать, что ни к чему хорошему это не приведет. Только создаст агрессию в ваш адрес. Часто родители забывают о том, что дети разучились общаться глаза в глаза, и в телефоне подростка – не только негатив, но и те позитивные контакты, которых вы его лишаете, забирая устройство. Категорически неверно! Еще пишут, что нужно вынести компьютер в то место, где вы краем глаза сможете контролировать, какие сайты посещает ваш ребенок, сможете наблюдать, что и кто ему пишет. Снова ошибка. Это отсутствие доверия и нарушение личного пространства.

Если вы заметили, что с ребенком что-то не так, просто возьмите тайм-аут, проанализируйте свое и его поведение, поговорите. Наверное, вы не были внимательны к нему. Поддержите его, он должен чувствовать себя социально важным человеком, с мнением которого считаются. И только если не получится вывести его на откровенность, только тогда в целях безопасности можно пренебречь нормами морали и заглянуть в гаджеты сына или дочки. В борьбе за жизнь и здоровье ребенка все средства хороши. Но до такого лучше не доводить.

– Может быть, стоит запретить телефоны в школах?

– Давайте рассуждать здраво. Этого никогда не произойдет, потому что подобные вещи не получится подкрепить законодательно. Но мы должны объяснять детям и родителям, что телефон – это не средство демонстрации вашего материального благополучия и тем более не хранилище для плохих видео. Это просто средство связи с близкими людьми. Запретить гаджеты в школах не получится, они прочно вошли в нашу жизнь. Но изменить поведенческую культуру мы должны, и в наших силах это сделать.