Газета,
которая объединяет

Изюминка драматической сцены

Артисты Камерного театра поспорили с воронежцами о феномене современного танца
Рубрика: Культура№14 (2282) от
Автор: Ирина Лазарева
Танцевальная труппа Камерного театра сформировалась чуть больше года назад, но уже успела порадовать зрителей тремя премьерами. Все они поставлены по произведениям известных авторов. На днях в Книжном клубе «Петровский» состоялась творческая встреча с танцорами «Интерпретация прозы в современном театре», где они рассказали о зарождении и уникальности труппы, а также поспорили со зрителями на тему того, а надо ли противопоставлять современный танец балету.

Тот еще балет!

– Можно утверждать, что Воронеж стал свидетелем уникального явления в культурной жизни города – современный танец «поднялся» на сцену драматического театра, – уверена театровед и исследователь современного танца Анастасия Цымбал. – Художественный руководитель театра и Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков, неоднократно привозивший в Воронеж лучшие танцевальные труппы мира, решил, что аналогичная труппа могла бы успешно работать и при драматическом театре в нашем городе. Идея не нова, но реализовать ее практически никому не удавалось.

История современного танца в России берет начало в XX веке, но, едва успев зародиться, он тут же исчезает – по требованию советской власти. И на протяжении еще 70 лет современная хореография не исследуется, на театральных сценах не ставится. Лишь в 1990-е появляются первые любительские коллективы современного танца, готовые нести это искусство в массы. Да и спустя почти 30 лет похвастаться особенно нечем: обучиться искусству современного танца можно только в ГИТИСе, Академии Вагановой и единственном факультете в Екатеринбурге.

– Вся жизнь современного танца – это частная инициатива того, кто создает свою школу и консолидирует вокруг себя людей с улицы, – отмечает Цымбал. – Они обучаются технике танца, ставят номера – так появляется труппа, но у нее нет своей площадки и постоянного репертуара. Это всегда аренда, а потому танцовщики имеют основную работу, а танец для них – чаще только хобби. В России площадку для обкатки новой программы имеют разве что знаменитый театр «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге, выступающий в ТЮЗе, и Ольга Пона из Челябинска, «колесящая» по драматическим сценам.

Воронежу повезло – теперь есть и труппа современного танца, и постоянная площадка для репетиций, и возможности для регулярного показа репертуарных спектаклей.

Как «Черный квадрат»

Анастасия Цымбал строго разделила балет и современный танец: последний, по ее мнению, возник в качестве противопоставления классическому жанру. И это противопоставление театровед сравнила с абстракцией «Черного квадрата» Малевича, который также словно поделил живопись на «до» и «после». Артисты танцевальной труппы, исполнившие Apples&Pies по рассказу Ивана Бунина «Антоновские яблоки» и пародии на это произведение, которую написал Александр Куприн, а также «Мы» по Замятину и «Безмолвную весну» по Хаксли, отметили, что предлагают зрителям не просто насладиться красотой танца, но и составить свое видение истории. Читать литературное произведение при этом зрителю вовсе не обязательно.

– Яркое противопоставление современного танца любому другому, что существовал ранее, мне кажется, совершенно излишне. Меняется язык, но цели и задачи у них совпадают. Балет воплощает конкретное произведение языком тела, это сюжетный танец. Но есть, например, лезгинка, где сюжета нет, но есть смысл, воплощаемый опять же с помощью языка тела. Но говорить о том, что знать литературное произведение, по которому поставлен современный, как вы говорите, танец, не надо – совершенная бессмыслица. Не зная произведение, вы не можете осо­знать всю глубину заложенного смысла. Не нужно обеднять зрительское восприятие! Прийти и полюбоваться красивыми движениями – это не цель. В каждом танце подобного масштаба должна присутствовать философская сторона, – возразила женщина из зала.

Артисты согласились со зрительницей в том, что они сюжет упрощают, но к этому, к сожалению, давно пришел весь театр: если раньше искусство воспитывало ценителя, который приходил посмотреть не то, что поставлено, а то, как поставлено, то теперь все иначе. Для многих зрителей театр – как кино, где можно насладиться какой-то историей. На первом плане – функция развлечения, и только через нее можно раскрывать философские смыслы.

– Так как мы не драматические артисты, от нас не требуют погружения в систему Станиславского, но важно тем не менее отталкиваться от предлагаемых обстоятельств, это своеобразный мост между нашим танцем и зрительским восприятием. Тело должно идти за эмоцией, переживаниями героя, которого ты исполняешь, иначе ничего не получится. Чтобы быть правдоподобным, нужно понять: а твой герой – кто? – рассказывает танцовщик Олег Эпов. – Конечно, мы обязаны знать текст литературного произведения, и мы стараемся пробудить у тех, кто не читал, желание почитать.

– Можно заинтересовать сюжетом, а можно какой-то угловатостью, каким-то нетипичным прочтением произведения, можно уловить настроение и отразить это на сцене телесно, – добавляет танцовщица Алина Гужва. – Текст литературного произведения для артиста – это партитура, нотация, а все остальное – это и есть смысл.

В тему

– В реализации проектов, связанных с развитием современного танца и хореографии, мы видим особую миссию театра, – заявлял ранее Михаил Бычков. – У воронежцев абсолютно отсутствует опыт регулярного знакомства с хореографическими спектаклями, на них ходить регулярно, как, например, в театр драматический, не принято. Мы же хотим заложить эту традицию. Театр готов к реализации масштабных танцевальных проектов, обменным гастролям и проведению фестивалей современного танца. Но всего этого не будет, если современный танец не будет представлять интереса для публики. Мы запланировали в новом сезоне несколько премьер с танцевальной труппой и очень надеемся, что сформировать такую культуру у нас как-то получится и произойдет в отношении к современному танцу определенный перелом.