Газета,
которая объединяет

Проза жизни Эдуарда Кочергина

Лауреат Платоновской премии – о профессии художника, репрессированных родителях и Сталине
Рубрика: Люди дела№43 (2311) от
Автор: Ирина Лазарева

Свои первые шаги в изобразительном искусстве знаменитый сценограф, главный художник БДТ им. Г.А. Товстоногова Эдуард Кочергин сделал еще восьмилетним мальчишкой, бежав из детприемника. Он – сын репрессированных родителей, скитался по стране, зарабатывал на хлеб, выгибая из медной проволоки профили вождей.

ОТ СКАЗОЧНОСТИ – К АСКЕТИЗМУ

В 1945 году, когда закончилась война, солдаты, возвращавшиеся с фронта, за такую «фигурку» Сталина могли отдать многое. А пацаненок Кочергин тогда и не догадывался, что встречи с родителями еще долго не будет, и повинен в том как раз вождь, профиль которого он безукоризненно исполняет (мать Кочергина была выпущена из мест заключения в 1953-м, до этого года мальчик скитался по стране).

В то, что ребенок добрался из Сибири в Ленинград в одиночку, поверить очень непросто. «Но вот такая жизнь» – ответит на ваши сомнения сам Эдуард Степанович. В эти годы он скитался по стране, «корешился» с профессиональными нищими и был на подхвате у воров – отсюда и знание «фени», которая нет-нет да и пригождается. Наверное, это и спасло.

Эдуард Кочергин всегда мечтал заниматься графикой, но профессионалы почему-то в один голос стали говорить: «У этого мальчика может быть большое театральное будущее». Он обу­чался в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского на курсе Николая Акимова.

– Мои работы, сделанные еще в школе, выставленные на какой-то площадке, невероятным образом дошли до знакомых Акимова. Он посмотрел мои рисунки и сказал: «Парню надо учиться на театр». Не знаю почему. И он переманил меня на свой факультет, где готовил художников-постановщиков, – рассказал Эдуард Кочергин. – Акимов тогда был очень модным, а я решился перейти из Академии художеств им. Репина к нему только потому, что графическое образование переживало не лучшие времена. Многие хорошие графики ушли из жизни, не у кого было перенимать опыт.

Впоследствии у Кочергина и Акимова будут непростые отношения – в театральной среде не исключена творческая ревность, и учителю не понравилось, что его ученик заинтересовался художественной техникой оппонента по выпускной работе Георгия Мосеева. Акимов с его сказочностью и праздничностью, игрой света оказался противопоставлен аскетичности и немногословию – сначала интересу, а потом и стилю, который тогда стал формироваться у Эдуарда Кочергина.

– Но школьная и университетская база в нашем деле очень важна. Когда человек очень одарен природой и без школы может «выйти в дамки» одними «ощущениями спины» – это большая редкость, – считает мастер. – Знания нужны, чтобы изу­чить и понять категории в изобразительном искусстве, а они абсолютные и очень сложные. Представьте, что вы не обучались музыке, получится ли из вас гениальный музыкант?

ПАМЯТЬ ЕГО ГЛАЗ

Сегодня Эдуард Кочергин – известный на весь мир сценограф. Он оформил более двухсот спектаклей в России и за рубежом, в том числе на сценах МХТ им. А.П. Чехова, Малого театра, Театра им. В.В. Маяковского, «Современника» и других. Работал в театрах Финляндии, Франции, Германии, США, Японии и т.д. Сотрудничал с выдающимися театральными режиссерами – Георгием Товстоноговым, Юрием Любимовым, Львом Додиным… Спектакль, придуманный Кочергиным, воронежские зрители могли увидеть во время девятого Платоновского фестиваля искусств. Лев Додин привез свою лучшую работу «Братья и сестры. Версия 2015» с участием Лизы Боярской. Но одним из самых любимых периодов в творчестве Кочергин считает работу с Товстоноговым.

– Когда он репетировал спектакли с артистами, останавливал их в нужном месте, сразу же делал какие-то замечания. Все удивлялись: как он без знания языка (мы много ставили за границей), а иногда даже и без переводчика точно понимал, в какой момент и кого нужно остановить. Оказалось, он предварительно выучивал переводы пьес наизусть! – вспоминает художник. – А еще очень запомнилось, что он умел поставить четкую задачу перед художником, он понимал, что хотел видеть на сцене, и умел это выразить. Сегодня это редкость.

Еще одна профессиональная стезя Эдуарда Степановича – литература. Он автор нескольких книг. Одна из самых известных «Крещенные крестами» получила премию «Нацио­нальный бестселлер» и была перенесена на сцену БДТ им. Товстоногова. Эта книга – воспоминания художника о детстве, проведенном в вагонах-теплушках, о том, как он был сыном «врагов народа». Как воплощен на сцене спектакль, автору книги очень нравится: пять молодых артистов – и все они

играют его, даже девушки. А знаменитая актриса Карина Разумовская во время игры перед зрителем делает «фигурку» Сталина. Уроки по изготовлению профиля из проволоки давал ей Эдуард Кочергин – это мастерство знакомо ему с ранних лет.

Не скрывает художник: видеть свое на сцене – приятно, да вот только слез сдержать он не может. Даже встреча с читателями в Воронеже, когда перетекла в разговоры о детстве, стала для него волнительной.

– Вся моя литература – это память моих глаз, – сказал Эдуард Степанович.

БРАВО, МАСТЕР!

Заслуги этого выдающегося человека можно перечислять очень долго, и комиссия по присуждению Платоновской премии с этим единодушно согласна. В этом году, несмотря на традиционный список значительных имен претендентов на премию, споров не было. Эдуард Кочергин стал лауреатом Платоновской премии с формулировкой «за многогранность и достоинство». Награду он получил из рук губернатора Воронежской области Александра Гусева.

– Члены экспертного совета на получение премии Платоновского фестиваля выдвинули кандидатуры многих знаменитых творческих людей. Выбирать среди них сложно, но в этом году абсолютное большинство экспертов назвали лауреатом Эдуарда Кочергина. Это решение, на мой взгляд, очень правильно и символично, тем более в Год театра, потому что без творчества Эдуарда Степановича сложно представить и советское, и современное искусство, – подчеркнул глава региона.

– Это грандиозно, что я получаю вашу премию имени великого русского писателя Платонова. Он фантастический писатель, который еще до конца не разгадан, и вместе с тем с абсолютно русской философией. Эта премия для меня – признание моего профессионализма как писателя и как художника. Этот «микс» дает мне жизнь, – поблагодарил Эдуард Кочергин.