Газета,
которая объединяет

«Главное – найти отклик в сердцах зрителей»

Молодой этнограф Алина Сагадатова – о народной культуре и «Воле»

Музыкально-этнографический спектакль «Татаринские вечера» поставят студенты Воронежского государственного института искусств, идею постановки презентовала молодой этнограф Алина Сагадатова на народной смене молодежного форума «Таврида» и привезла оттуда грант в 300 тыс. руб. на реализацию проекта.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ

– Почему вы решили сделать постановку о селе Татарино Каменского района? Чем оно интересно?

– Я учусь на четвертом курсе кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств, и мы ежегодно ставим музыкально-этнографические спектакли по какому-то одному селу. Материалы по каждому из них действительно уникальны. В этом году решили выбрать село Татарино, потому что там очень красивые песни, необыкновенные старинные костюмы, интересные обычаи. Мы хотели бы познакомить с ними зрителей.

Специально для спектакля мы реконструируем старинные костюмы и инструменты, сделаем и подберем необходимый реквизит и декорации. Итогом проекта станет выпуск учебного пособия с полным описанием механизма «от идеи до воплощения» музыкально-этнографических спектаклей.

– На форуме вы говорили, что в спектакле используются неопубликованные этнографические материалы, записанные с 1980 по 2016 год. Кто проводил эту работу?

– Наша кафедра с момента ее основания, а именно с 80-х годов прошлого века, занимается собиранием фольклора по всему Центральному Черноземью. Наш бессменный руководитель – Галина Яковлевна Сысоева – за эти годы «открыла» не одно песенное село, в том числе и село Татарино. Мы до сих пор ежегодно ездим в фольклорные экспедиции, находим интересные материалы, общаясь с местными жителями. По ним и создаем такие спектакли.

– Кто будет заниматься реконструкцией старинных костюмов и инструментов, подбором реквизита? Когда можно будет увидеть спектакль?

– Для своих спектаклей мы сами шьем костюмы, стараемся воссоздавать их максимально близко к этнографическим образцам. В этом нам помогает воронежская мастерица Анна Каракуц, которая занимается ткачеством по старинным технологиям. А реконструкцией инструментов занимается наш большой друг Андрей Стрельников. Кстати, помимо этого он еще участвует в спектаклях как актер.

Подготовку к спектаклю начнем с сентября, а к весне, думаю, уже сможем показать его на воронежской сцене. В качестве актеров у нас не профессионалы – студенты кафедры этномузыкологии, это около 20 человек. Возможно, у нас получается не как в профессиональном театре, но мы делаем свое дело от души, с большой любовью, и главное – это находит отклик в сердцах зрителей.

– Музыкально-этнографические спектакли, которые вы ставите, – это только песни и обряды или же они объединены общей сюжетной линией?

– В наших спектаклях обязательно есть сюжет. Все песни, танцы, обряды органично вплетены в сюжетную канву, ведь они всегда в старину были неотъемлемой частью жизни и всегда сопровождали человека. Сюжеты часто берутся из фольклорных экспедиций или ставятся на основе историй из жизни села. Например, в прошлом году мы делали постановку по селу Пчелиновка Бобровского района. Главной героиней стала знаменитая в селе песенница Анна Булавкина. Именно на основе историй из ее жизни, по рассказам и воспоминаниям о ней был поставлен наш спектакль «Пролетели все наши года». Но это, конечно, не биографический спектакль – он прежде всего про село и про всех его жителей.

ИСТОЧНИК ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ

– Чем для вас привлекателен фольклор? Почему вы выбрали учебу на этой кафедре?

– Я занимаюсь фольклором с самого детства, в четыре года меня отдали петь в детский фольклорный ансамбль. После школы я окончила музыкальное училище. Выбирая профессию, я понимала, что мне хотелось заниматься и исследовательской деятельностью, изучать, например, фольклор, и продолжать петь. Воронежская фольклорная школа очень ценится в России и не уступает ни московской, ни питерской. Получать знания здесь очень ценно. И, конечно, мне очень хотелось попасть в известный воронежский фольклорный ансамбль «Воля», теперь я его участница.

– Как вы считаете, музыкально-этнографические спектакли – одна из форм театрального искусства или же интерактивный способ изучения нашей истории?

– С одной стороны это, конечно, форма театрального жанра, и она может быть использована в любом театре. Однако очень мало где в России такие спектакли ставят на профессиональных сценах. Да и с этим есть сложность, важно к такой постановке привлекать специалистов-этнографов, которые станут контролировать правильное, неискаженное использование фольклорных материалов. На самом деле это могла бы быть одна из самых востребованных форм воплощения фольклора на сцене. Мы же показываем наши спектакли в небольших залах. Но они всегда полны зрителей.

– Подобные проекты необходимы, прежде всего, для популяризации этнографии, но зрителей на спектаклях немало. Значит, интерес не потерян?

– Побывав на народной смене форума «Таврида», я увидела, что сегодня все больше молодежи вовлекается в народную культуру, интересуется традициями своей страны. Наверное, сейчас, когда идет такой перенасыщенный информационный поток, становится все сложнее найти что-то новое, необычное, интересное для себя. И к чему еще обратиться, как не к своим корням? Наша культура очень богата, и это неисчерпаемый источник для вдохновения, новых идей. Но не всегда люди готовы погрузиться в традиционную культуру, узнавать новое о своем прошлом, поэтому нужны доступные формы, которые смогут ненавязчиво привлечь больше людей к народной культуре. И спектакль – это одна из самых удачных форм.

КСТАТИ

Еще одна студентка Воронежского государственного института искусств Антонина Сергеева представила на «Тавриде» проект реконструкции традиционного женского головного убора воронежско-белгородского пограничья «Сорока» и выиграла 200 тыс. руб. Технология изготовления сороки может исчезнуть – в области осталась лишь одна мастерица, которая ею владеет. Проектом предусмотрена серия мастер-классов для студентов института.

В ТЕМУ

Студенты ВГИИ – активные участники и организаторы фестивалей в Воронеже и за его пределами. Ежегодно устраивают фестивали «На Казанскую» и «На Троицу», куда могут попасть все желающие. С фольклорным ансамблем «Воля» их часто приглашают в другие регионы России и за границу. В июне ансамбль представлял столицу Черноземья на Всероссийском фестивале традиционной культуры «День России на Бирюзовой Катуни» в Алтае.