Танцы о Мандельштаме
Знакомили зрителей с поэтическим искусством в разных его проявлениях. Поэзию читали, ставили по ней спектакли и даже танцевали. В Воронеже 20-22 декабря прошел третий Мандельштамфест.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Выставочная программа фестиваля была представлена экспозицией «Любимые поэты Лазаря Гадаева» – российского скульптора, автора памятника Осипу Мандельштаму, установленного в Воронеже. В нее вошли эскизы памятников Пушкину, Лермонтову, Блоку, Цветаевой, Хетагурову и, конечно же, Мандельштаму.
– Идея создания выставки «Любимые поэты Лазаря Гадаева» принадлежит дирекции Мандельштамфеста. В 2012 году в городе уже была организована большая выставка отца, и она имела успех, Лазаря Гадаева любят на воронежской земле, – сказал хранитель наследия отца Константин Гадаев. – Для отца образ поэта в разных воплощениях был важен на протяжении всей жизни. Для него памятник – не просто скульптура, а высказывание о человеке.
В выставку включены несколько эскизов автора памятника Осипу Мандельштаму. По словам Константина, отец очень долго работал над проектом, участвовал в конкурсе. Когда скульптуру было решено установить в Воронеже, где были созданы знаменитые «Воронежские тетради» Мандельштама, семью Гадаевых порадовал этот факт. К слову, на момент проведения фестиваля памятник поэту оказался огорожен, вероятно, он находится на реконструкции.
ЯЗЫКОМ ТЕЛА СЛАГАЛИ СТИХИ
Вечер современной хореографии «Танцуем Мандельштама» вошел в основную программу третьего фестиваля поэтического искусства и стал, пожалуй, главной и самой ожидаемой премьерой. Как станцевать стихотворение? Семь смелых молодых хореографов представили на суд зрителей семь миниатюр, в которые заложили разные чувства и характеры. Таким вот многогранным был сам Мандельштам.
Танцевали любовь – нежную и смятенную, танцевали боль, взаимоотношения, танцевали жизнь. Оттолкнувшись от идеи стихотворения Осипа Мандельштама, хореографы воссоздавали полноценные сюжетные истории, а танцевальная труппа Камерного театра продемонстрировала не только свою удивительную пластику, но и драматическое мастерство. Не говоря ни слова, артисты словно писали стихи пантомимой.
Одну из работ представил известный хореограф Владимир Варнава, которого в Камерном театре ждали давно. Свой эскиз он назвал «лайтовым», потому как выбрал для него весьма несложное с точки зрения пластического воплощения стихотворение «Дано мне тело», хотя очень хотел взять «Мы живем, под собою не чуя страны». Но сценического простора не хватило – на все про все десять минут.
Помимо приглашенных хореографов свои миниатюры представили главный балетмейстер Театра оперы и балета Александр Литягин и хореограф танцевальной труппы Камерного театра Ульяна Чепурина. У Литягина вышла более «балетная» история, в том же ее неповторимость и красота.
Еще одной премьерой фестиваля поэтического искусства стал эскиз спектакля «Четвертая проза» Михаила Бычкова.
– «Четвертая проза» – нечто среднее между исповедью и памфлетом. Текст ее вырос из обличительного открытого письма Мандельштама советским писателям. Личная обида, чувство этической и эстетической несовместимости заставляют Мандельштама объявить о разрыве с советской литературой и с интеллигенцией в своем в общем-то радикальном тексте, который станет своего рода символом веры неподцензурной словесности, – говорит режиссер.
«Египетскую марку» привезла «Мастерская Петра Фоменко». Спектакль на сцене с 2013 года и впервые в Воронеже. Состоялись также поэтические вечера, презентации книг и музыкальные встречи.