Газета,
которая объединяет

От Чехова до блогеров

Фестиваль негосударственных театров расширяет границы
Рубрика: Культура№7 (2372) от
Автор: Ирина Лазарева

Фестивальные города всегда выглядят особенно привлекательно на театральной карте. Воронеж давно уже стал таковым: в июне пройдет десятый Платоновский фестиваль искусств, город славится «Маршаком» и «Мандельштамфестом». С прошлого года к полюбившимся мероприятиям прибавилось еще «Русское лето» и фестиваль театров кукол «Формат Вольховского».

Еще один фестиваль – независимых театров «Центр», организуемый командой Никитинского театра, тоже достаточно молодой – лишь дважды он проходил в Воронеже. Но уже успел полюбиться зрителям в разных уголках России. В этот раз он состоится с 27 апреля по 3 мая. Современность и классика, театр и кино, эксперименты и спецпроекты – дирекция огласила программу третьего форума. Билеты поступят в продажу к концу первой недели февраля, предлагаем познакомиться с предстоящими событиями.

НА ПЛОЩАДКАХ КАМЕРНОГО ТЕАТРА

Спектакль «Я умер от варенья» (режиссер Дмитрий Егоров) покажут на основной сцене Камерного театра 27 апреля. Его привезет из Краснодара «Один театр». Постановка основана на произведениях Олега Григорьева (к сожалению, отмечают организаторы, не очень известного поэта), режиссер предлагает детально рассмотреть путь, по которому идут люди, рождаясь и умирая. В работе переплетены поэтика и красивые визуальные эффекты. Картины будут создаваться прямо во время спектакля! Этой постановкой фестиваль «Центр» откроется.

На малой сцене театра 1 мая театр ARTиШОк (Казахстан) покажет спектакль режиссера Семена Александровского «Что вы делали вчера вечером?». В основе работы – пьеса драматурга Дмитрия Данилова, лауреата премии «Золотая маска». Это пародия на вербатим и одновременно театральная социология. На входе зрители получат наушники и радиогид: 30 человек ответят на один и тот же вопрос, и их реакция будет самой разной.

НА СЦЕНЕ ДРАМТЕАТРА ИМ. КОЛЬЦОВА

Театр «ИЮЛЬАНСАМБЛЬ» – одна из экспериментальных московских площадок – покажет в воронежской драме постановку «По-Чехову. Три сестры». Показ назначен на 28 апреля. Режиссер – Виктор Рыжаков. Тот самый случай, когда актуальный театр ищет опору в классическом материале и… прошлом. Фактически эта постановка Рыжакова – реплика спектакля Немировича-Данченко, поставленного в 1940 году, только в исполнении XXI века.

В НИКИТИНСКОМ ТЕАТРЕ

Фонд поддержки современного искусства «Живой город» и его проект творческая лаборатория «Угол» (Казань) везет спектакль «147». Режиссеры Ксения Шачнева и Дарья Андреева покажут свою историю 29 апреля. Она основана на книге блогера Радмилы Хаковой «147 свиданий. Как я искала себе пару и что из этого вышло». Это самое быстрое попадание книги на театральные подмостки. Режиссеры забрали ее в репертуар, едва она оказалась на полке в магазине.

Проект «Квартира» при содействии фонда поддержки социальных и культурных проектов «Альма Матер» (Санкт-Петербург) везет «Фабрику историй». Это семейный спектакль, в котором реальность переплетается с вымыслом. В сказку превращается даже обычный поход в магазин. Наравне с профессиональными актерами в работе задействованы актеры с ментальными особенностями. По большей части это даже импровизация, которая рождается на ваших глазах, хотя есть и ряд закрепленных моментов. Спектакль предназначен для семейного просмотра.

«Тайные виды на гору Фудзи» (режиссер Иван Комаров) по книге Виктора Пелевина покажут на сцене Никитинского театра 1 мая. Это условное название, так как спектакль пока в работе, он станет премьерой фестиваля «Центр» и останется затем в репертуаре Никитинского театра. В нем звучит вопрос: а можно ли купить счастье?

2 мая мастерская Крикливого и Панькова lab4dram (г.Новосибирск) представит «Коромысли» режиссера Полины Кардымон. Этот перформанс докажет вам, что фольклор – это современно. Со сцены прозвучат колыбельные, свадебные и погребальные песни.

Театр R.A.A.A.M. (Эстония, Таллин) тоже 2 мая сыграет спектакль «Моя эстонская бабушка» Юлии Ауг. Режиссер живет на две страны, в своей работе пытается ответить на вопрос «кто я?», а также рассказать, что значит терять и обретать родину. Спектакль идет на русском языке.

ФОТОСТУДИЯ ГОДНИКА

Уникальный спецпроект по традиции подготовили никитинцы. На первом фестивале они придумали режиссерскую лабораторию, попросив участников поставить не пьесу, а историю жизни известного человека, на втором – устроили уличный перформанс для одного зрителя (к слову, оставшийся в репертуаре театра), а теперь они разыграют «Бойцовский клуб» Чака Паланика. Фотостудия превратится в некий павильон, сообщили организаторы. Раскрывать иных секретов они пока не стали. Известно, что режиссером выступит Петр Чижов из Санкт-Петербурга, а единственным актером худрук Никитинского театра Борис Алексеев.

ВЫХОДЯТ ЗА РАМКИ

По словам куратора фестивальной программы Анастасии Цымбал, все события предстоящего «Центра» объединяет общая тема – коммуникация в разных ее проявлениях. Надо также сказать, что третий фестиваль негосударственных театров, пополнив программу спектаклями из Эстонии и Казахстана, приобретает статус международного. И впервые за время проведения «Центр» выходит за рамки одного театра. Насыщенной будет и образовательная программа, в которую войдут встречи с известными людьми, мастер-классы, интенсив по арт-лидерству.

Сейчас команда организаторов активно ищет партнеров, готовых на разные формы сотрудничества, а также меценатов. Минимум 20% от общего бюджета, по расчетам никитинцев, должны заложить спонсоры. Остальное в равных долях – средства театра, продажа билетов, помощь департамента культуры, партнерская поддержка. Впервые фестиваль поддержало городское управление культуры.

– Мы, как всегда, рассчитываем на поддержку спонсоров и партнеров, уже разослали письма различным крупным компаниям, которые ощущаются нами как прогрессивные, которые понимают, что в XXI веке бизнес в любом цивилизованном обществе активно взаимодействует с искусством и креативными индустриями. Мы обязательно озвучим, кто из представителей бизнеса идет в будущее, а кто застрял в XIX веке, – подчеркнул Борис Алексеев.