Газета,
которая объединяет

Тяжело в обучении…

Какие проблемы вскрылись в первые дни дистанционного преподавания школьникам
Рубрика: Социум№27 (2392) от
Автор: Ирина Лазарева

Первая неделя учебной четверти оказалась непростой для всех: педагоги, родители и сами ученики постепенно адаптируются к дистанционному обучению. В чем сложности и как их решить, разбирался корреспондент «Берега».

В ПОРЯДКЕ ЖИВОЙ ОЧЕРЕДИ

Около 15-20% школьников Воронежской области (из 232 тыс. учащихся) не имеют доступа к интернету или у них отсутствуют современные удобные устройства для выхода в Сеть. Только в самом Воронеже таких 7,5 тыс. Власти видят в этом главную проблему нового формата обу­чения, практики которого в России не было. В таких масштабах дистанционные технологии внедрились в школьное образование практически в «экстренном» режиме. Профильные структуры региона и Воронежа в сфере образования ведут постоянный мониторинг организации дистанционного обучения, стараясь найти ту самую «золотую середину» и оптимизируя новый онлайн-формат под каждого участника процесса. Инструментами помощи и мониторинга стали в том числе региональная горячая линия и специализированные чаты органов власти в соцсетях по онлайн-обучению, где стараются оказать поддержку каждой обратившейся семье. О чем же говорят родители?

– У нас всего один компьютер на всех, еще есть телефон у старшей дочери, но заниматься с его помощью тяжело: он буквально «взрывается» от заданий, которые приходят в группы сразу на всех детей, – рассказывает мама 11 детей Оксана Гылка. – Техники нам не хватает, конечно. Детям приходится заниматься по очереди.

В многодетной семье, живущей в Воронеже, шесть школьников, девятикласснику Роме приходится вставать раньше обычного, чтобы позаниматься чуть дольше – впереди экзамены.

– У нас нет уроков в онлайне, но нам присылают записи по 30 минут, и дети смотрят. Потом решают тесты. Остались письменные задания. Сложность в том, что потом их тоже надо фотографировать и через компьютер отправлять учителям на проверку, – добавляет Оксана.

В муниципальных районах отсутствие гаджетов – еще более распространенная ситуация. С ней столкнулась одинокая мать троих детей из Бутурлиновского района Наталия Лихуша. У женщины только телефон, который нужен ей как средство связи на работе – она охранник в агропромышленном комплексе. Но, уходя на смену, она оставляла гаджет детям, иначе они не смогли бы учиться. Женщина даже хотела взять смартфон в кредит, несмотря на то, что чиновники от образования несколько раз подчеркивали, что специально покупать ничего не надо – достаточно лишь обсудить варианты удобной организации учебного процесса с классным руководителем. Они проводили мониторинг и учитывали возможности каждой семьи.

Неожиданным, но от того более показательным вариантом решения проблемы семьи Наталии стала человеческая чуткость и отзывчивость: в районе нашлись добрые люди и предоставили технику во временное пользование.

ОТ ДОМАШКИ ДО ОЦЕНКИ

Во многом первая неделя «виртуальной» четверти ушла на то, чтобы понять, как работают разного рода сервисы и инструменты, с которыми участникам образовательного процесса предстоит подружиться – до нормализации эпидемиологической обстановки.

– В дни старта обучения с использованием дистанционных форм сразу стало понятно, что не во всех семьях умеют пользоваться «Дневником.ру», хотя этот инструмент давно задействован в системе среднего образования, – отмечает лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019», учитель русского языка и литературы городской школы №80 Анастасия Василевская. – В течение нескольких дней самым задаваемым среди родителей был вопрос о том, как отправить домашнее задание в «Дневник.ру». И это понятно, ведь раньше не было потребности высылать туда задания, они проверялись на уроке. Пришлось искать видеоинструкцию с объяснением того, как это работает.

Но надо сказать, что и сам «Дневник.ру», равно как и некоторые другие образовательные платформы, в первые дни не справился с нагрузкой и завис. Тогда школьники не смогли получить и выполнить задания, оставленные там педагогами, что породило новые вопросы и неудовлетворительные оценки.

Первый из них: «Будут ли двойки за несвоевременно сданный материал?» Ответ управления образования: «В сложившейся ситуации непросто объективно оценивать знания детей, ведь в дистанционном обучении очень много зависит, прежде всего, от стабильной работы ресурсов и навыков работы с ними у всех участников образовательного процесса. Поэтому мы рекомендуем педагогам делать упор именно на поощрение ученика за его успехи, самоорганизацию и мотивацию к обучению».

Второй вопрос: «Что делать, если образовательная платформа перестала работать?» К тому, что учебные интернет-ресурсы 6 апреля могут зависнуть, по словам Василевской, готовились изначально: ведь школьники всей страны одновременно вошли на сайты. Повлиять на стабильность работы федеральных образовательных платформ не может никто, кроме самих разработчиков систем, которым нужно время на их отладку. Выход из сложившейся ситуации был найден еще до старта дистанционки, хотя и он вызвал вопрос у родителей: «Почему учителя не придерживаются единого формата обучения?» Дело о том, что педагоги выбрали разные образовательные платформы для обучения и разные соцсети для создания групп, куда дублируются задания.

– Мой ребенок учится в гимназии имени Никитина. Нас просят регистрироваться на разных платформах! Пока немного путаемся с заданиями, где и что выложено, – рассказывает мама из Воронежа Татьяна Бакулина.

Но это, если подумать, не дело вкуса или чьих-то личных предпочтений. Дело в том, что каждая образовательная платформа под что-то заточена: одни – с проф­ориентационным уклоном, другие наиболее подходят для преподавания точных наук, третьи – для классов с углубленным изучением отдельных предметов. А дублирование в соцсети сейчас обязательное условие, ведь крепких гарантий, что платформы не зависнут снова, пока нет. Педагоги уверены, что, когда все войдет в правильное русло, вопросы о том, где что лежит, отпадут сами собой. Дело привычки.

С УТРА ДО ПОЗДНЕЙ НОЧИ

Свыкнуться с новым ритмом тоже получилось пока не у всех. Все новое – это всегда трудно, поэтому и рабочее время у многих растянулось.

– Я использую приложение Zoom, в мессенджерах у меня девять бесед (девять классов), работаю через «ВКонтакте», ватсап, электронную почту – все что угодно, лишь бы дети могли получить обратную связь, – рассказала учитель физики и информатики в МБОУ БГО Борисоглебская СОШ №3 Анастасия Пономарчук. – Сейчас я работаю с 9 утра – провожу уроки онлайн, собираю и проверяю домашние задания, а потом до самой ночи делаю описание занятий в «Дневник.ру» – это наша основная платформа. Приходится спать по 3-4 часа в сутки, а у меня маленький ребенок, который требует внимания.

– Мой рабочий день растянулся раза в два, сейчас он начинается в 6-7 утра и заканчивается в 8-9 вечера, – признается и Анастасия Василевская. – Но формат дистанционной работы предполагает индивидуализацию. При очной части преобладает фронтальная работа в классе, это по-своему хорошо – позволяет, например, в компактно сжатые сроки выдать материал. Но новые условия диктуют свои правила: больше времени стало уходить на взаимодействие с каждым ребенком – это проверка работ, их комментирование, объяснение материала, консультации, в том числе по техническим вопросам.

КСТАТИ

На днях департамент образования, проанализировав все замечания, опубликовал новые рекомендации – в частности, речь идет о переносе практических модулей по отдельным предметам на будущий год, системе взаимозачетов по смежным программам, отмене оценок, проектной деятельности в начальной школе и даже отмене домашнего задания.