Газета,
которая объединяет

Привнося атмосферу праздника

Вопреки всему Платоновский фестиваль искусств открылся
Рубрика: Культура№66 (2431) от
Автор: Ирина Лазарева

Без традиционного парада уличных театров, опен-эйров и зарубежных участников – первые события юбилейного Международного Платоновского фестиваля искусств уже состоялись, несмотря на многочисленные сложности, вызванные пандемией. Старт фестивалю дала выставочная программа и спектакли-номинанты на высшую театральную премию «Золотая маска».

«ВЫБРАЛИСЬ»

Официальное открытие Платоновфеста перенеслось со сцены под театральными софитами в просторное фойе Воронежского областного художественного музея им. Крамского. На входе всем посетителям измеряли температуру, а также просили их находиться в залах в масках. В день открытия посещение выставочной программы было бесплатным, она собрала большое число зрителей, которые, к слову, бродили по залам, обмениваясь репликами: «Наконец-то выбрались». Не скрывали радости по случаю открытия первого «постковидного» фестиваля и его художественный руководитель Михаил Бычков вместе с главой областного департамента культуры Марией Мазур.

– У меня в голове сейчас только одно слово – «ура!». У нас это получилось! Не представляете, сколько сил было вложено, чтобы все-таки провести фестиваль, сформировать программу. К сожалению, международную программу не выходит показать в офлайн-формате, будут доступны только показы на экране, – сказала Мария Мазур. – Но впереди две недели невероятных эмоций и ощущений. Вас ждут великолепные спектакли выдающихся коллективов, интересные выставки и встречи.

– Несмотря на то, что пришлось что-то отменять, атмосферу праздника мы в этот город все же привнесем, – уверен Михаил Бычков. – Кстати, возникают не только отрицательные, но и положительные корректировки. Сначала, например, стало известно, что спектакль «Крокодил» театра кукол «Шут» мы не сможем увидеть на фестивале из-за болезни артиста, но тут же «Театр комедианта» во время монтировки декораций понял, что можно организовать дополнительные места в зале. И так на спектакль, на который давно были проданы билеты, появилось на каждый день по двадцать дополнительных мест.

ОДНА ЖИЗНЬ, ДВЕ СУДЬБЫ

На первом этаже музей Крамского разместил выставку «Александр Древин и Надежда Удальцова. Живопись, графика». Даже неопытный взгляд на их искусство уловит общие черты художественного «слова». Всего экспозиция объединила 45 работ из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Тульского музея изобразительных искусств.

В ранних работах Александра Древина можно наблюдать поиски в русле постимпрессионизма, примитивизма, лучизма, художник создает и беспредметные абстракции, и фигуративные работы, позже переходит к пейзажам и портретам в более экспрессивной манере, объясняет ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI в. Государственного Русского музея Алиса Любимова. А Надежду Удальцову называли «амазонкой русского авангарда», она увлекалась кубизмом, супрематизмом, импрессионизмом.

– Эта выставка показывает одну жизнь, но две судьбы. Авторы – муж и жена, которые причисляли себя к авангардистам и ценили свободу. После 1938 года, когда Древин был расстрелян, Удальцова жила одна, в статусе жены врага народа. Писала она уже только натюрморты и не обращалась к своей ранней стилистике, прежним своим исканиям. Все равно ее творчество было объектом гонений со стороны официального искусства, – рассказала директор музея им. Крамского Ольга Рябчикова.

– Спасибо за выбор этих имен, – поблагодарила Любимова. – В этой выставке прослеживается определенная режиссура, логика развития этапов творчества художников. В нашем музее есть постоянная экспозиция, в которую входят работы Древина и Удальцовой, но о персональной выставке остается только мечтать.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ФОТОДЕЛЕ

Вторая выставка – «Михаил Прехнер. Фотоавангард 1930-х годов» – была посвящена мастеру фотоискусства. Так повелось, что в рамках Платоновского фестиваля в залах воронежского музея соседствуют живопись и фотография. Как развивалась фотография в 1920–1930 гг., посмотрели в этот раз на примере Михаила Прехнера. Его называют выдающимся представителем российского фотоавангарда, одним из классиков отечественной конструктивистской фотографии и современником Александра Родченко и Андрея Платонова.

– Жизнь Михаила Прехнера оборвалась на творческом взлете – ему было всего 30 лет, к тому моменту он успел проявить себя как интересный и самобытный фотохудожник, его работы отмечались на выставках. Александр Родченко говорил, что главное в творчестве Прехнера – то, что он пытался новейшие технические достижения того времени привнести в фотодело. Он экспериментировал. Мы представили 77 работ автора – это жизнь страны того времени глазами Михаила Прехнера, – пояснила Ольга Рябчикова.

На выставке представлены фотографии, созданные в 30-е годы, а также несколько снимков 1940–1941 годов, созданных для альбома «Первая конная армия», репортажи с I съезда советских писателей и о новой Москве, снимки из поездок по заданию журналов «СССР на стройке» и «На стройке МТС и совхозов». Прехнер показывал жизнь детских домов и даже сбор урожая.

В ПРОГРАММЕ – ЛУЧШЕЕ

У театралов, хоть и не приехали известные зарубежные трупы, все же насыщенная программа. С 14 сентября стартовал показ спектаклей, номинированных на премию «Золотая маска». Фестиваль «Золотая маска в Воронеже» – это совместный проект Платоновского фестиваля с премией «Золотая маска», в рамках которого каждые два года лауреаты и номинанты приезжают на родину Платонова, чтобы показать свои спектакли. В этот раз сыграют три постановки – «Преступление и наказание» Константина Богомолова, «Время секонд хэнд» Дмитрия Егорова и «Магазин» Эдуарда Шахова. Отмечают, что это три гвоздя театральной программы, а эти «гвозди» ну уж очень перспективных режиссеров.