Газета,
которая объединяет

Не прощай, а до новых встреч

В Воронеже закрылся юбилейный Платоновский фестиваль
Рубрика: Культура№70 (2435) от
Автор: Ирина Лазарева

Программу юбилейного Платоновского фестиваля искусств из-за пандемии коронавируса приходилось перекраивать не единожды: сначала по причине переноса с лета на осень, затем из-за невозможности привезти иностранных участников. Но дирекция Платоновфеста ударила по пандемии новыми форматами – трансляцией зарубежных постановок на большом экране, насыщенным разделом «Воронежский кейс» и работами лучших российских театров. «Берег» рассказывает о самых запоминающихся событиях юбилейного форума.

ШЕСТЬ В ОДНОМ

Стержнем традиционной «Платоновской программы» стал, пожалуй, спектакль стажеров театра им. Евгения Вахтангова. Они сыграли прозу Андрея Платонова – шесть историй писателя объединила в одном спектакле режиссер Анна Горушкина. В постановке раскрываются сюжеты рассказов «Неизвестный цветок», «Невозможное», «Песчаная учительница», «Река Потудань», «Семен» и «Юшка». И в каждом из них ощущается стремление жить, несмотря ни на что.

– Спектакль «Платонов. Рассказы» – это поезд праведников-чудаков, которых мы не замечаем обычно, мы проходим мимо таких людей. Но именно по той причине, что эти люди есть, этот мир пока существует. Это люди, способные на какие-то жертвы ради других, ради их будущего. Это люди, способные любить бескорыстно. Бескорыстие – и есть связующая нить всех шести рассказов, которые представлены в нашем спектакле, – рассказала режиссер Анна Горушкина.

Украшение выставочной программы – иллюстрированный платоновский «Котлован»; с художественной экспозицией Сергея Баранова до середины октября можно познакомиться в галерее Камерного театра.

Трогательного Платонова представила Театральная студия «Инклюзион» из Новосибирска: артисты на воронежской сцене доказывали, что у творчества нет границ, сыграв свою версию «Юшки».

– Новосибирск, конечно, очень театральный город, и у нас очень многие люди уже знакомы с инклюзивным театром благодаря тому, что мы постоянно рассказываем об этом, и я вижу изменения в зрителях, которые приходили на спектакли в 2017 году и которые приходят сейчас. Новосибирск более подготовлен к тому, что все могут творить, хотя остаются пока еще те, кто говорит: «Я не пойду, я буду плакать. Мне будет жалко». Мы же стремимся к тому, чтобы это ушло, и нас не воспринимали «особым» театром, – говорит актриса Яна Сигида.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПИРШЕСТВО

Одним из самых ярких по праву назван спектакль Театра на Таганке «LЕ Тартюф». Осовремененный, он больше походит на панк-буффонаду, нежели на классику, которая много лет не выходит из репертуара театров по всему миру. Вычурные костюмы, текст-скороговорка, нелепая пластика персонажей – режиссер Юрий Муравицкий показал Мольера в площадной эстетике. В спектакле звучит рэп, трескаются стены «условного дома», в сценографии используются ядовитые цвета; а герои похожи на представителей разных субкультур. За этим непросто новое прочтение классики, но и попытка сделать финал истории таким, каким он должен был быть у Мольера – без стороннего подавления.

– Эта постановка в традиции Мольера, но не в нашей традиции. Наша традиция – в психологическом театре Станиславского, а он (психологический театр) не приспособлен к работе с таким материалом. Это маски, фарс – на Мольера и Францию огромное влияние оказала комедия дель арте, и это нельзя игнорировать. В этом смысле надо идти за автором, – отметил режиссер.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Хотя пандемия и принесла множество забот – даже во время фестиваля отменялись события, благодаря ей стали возможными отдельные выступления. К примеру, в Воронеже в исполнении «музыкального созвездия» прозвучали струнные секстеты Брамса. На Платоновский фестиваль в Воронеж приехали один из самых востребованных скрипачей своего поколения Гайк Казазян, лауреат множества международных музыкальных конкурсов, скрипач Никита Борисоглебский, известные виолончелисты Александр Рамм и Борис Андрианов, а также Федор Белугин и Андрей Усов, играющие на альте. В плотных гастрольных графиках они вряд ли бы нашли другое время, чтобы сыграть вместе. На сцене Театра оперы и балета впервые спела оперная дива Ольга Перетятько.

На юбилейном форуме показали три спектакля-номинанта на премию «Золотая маска» разных лет, редкий концерт сыграл пианист Михаил Плетнев. Зрители проявили огромный интерес к бесплатной программе –

международным трансляциям, встречам с писателями, эстафете-чтению. На протяжении трех часов на Советской площади звучало Платоновское слово.

– Более 60 участников людей разных профессий и возраста пришли на Советскую площадь, чтобы прочитать научно-фантастические рассказы Андрея Платонова («Потомки Солнца», «Сатана мысли», «В звездной пустыне», «В прекрасном и яростном мире», «Лунные изыскания»). Ранние рассказы писателя, написанные под влиянием философии русского космизма и в споре с ней, поднимают темы человеческого сердечного и нечеловеческого машинного, осознанного и любовного. Об утопических мирах будущего читали воронежские филологи, поэты, художники, музыканты, юристы, пенсионеры, домохозяйки и участники фестиваля, – рассказали в пресс-службе дирекции.