«Актеры-марионетки в театрах редкость»
Воплощенную героиню романа Толстого «Воскресение» Катюшу Маслову обычно обсуждают «отлипшие» от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра – инсценировка режиссера Вадима Кривошеева принесла воронежскому ТЮЗу не только одобрительные отзывы критиков, но и премию «Браво!». За лучшую женскую роль награду получила актриса Екатерина Пухначева.
ПОЛНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
– Ваша Катя Маслова – это палитра эмоций, которые передаются даже в молчании. Но как по-актерски передать правильную эмоцию с помощью тишины?
– Молчать на самом деле несложно, другой вопрос – что этим нужно выразить? Если в этот момент ты проживаешь определенные эмоции внутри себя, то у тебя говорят глаза. Глаза всегда отражают то, что в нашей душе. Поэтому, когда ты наполнен переживаниями, проживаешь что-то внутри себя, а не просто стоишь на сцене с закрытым ртом, то это видно, этого не спрятать. В моей работе важна вовлеченность. Просто молчание ничего не даст.
– Наполнить все, что делает персонаж на сцене, смыслом – очень непростая задача. Как долго вы входили в образ?
– Я отношусь к числу тех артистов, которые отталкиваются от себя при работе с ролью. Конечно, постепенно появляются какие-то детали, которые приглянулись в процессе наблюдений, и ты их «обживаешь». А случается, что ты берешь что-то из первоисточника. Например, у Льва Толстого в романе написано, что взгляд у Масловой был особенным – на полуповороте головы и снизу вверх из-под бровей. И я взяла себе этот прием на вооружение.
Но все равно я актриса, которая ищет в себе схожие с героиней черты. Мне важно отыскать такую особенность, которая органично ложится на мою психофизику, иначе мне очень сложно. Образ рождается во время репетиций. Я не могу сказать, что Катя Маслова – это муки, муки, муки творчества. Вот если образ не отзывается, он совершенно лишен моих черт, тогда да, нужно идти через преодоление себя, искать долго и напряженно то, что станет близким. В данном случае такого не было.
– В чем же вы так созвучны с Катей Масловой?
– Не хочется себе льстить, но думаю, что у меня такой же сильный, волевой характер, и мне это помогает. Я думаю, что силой духа мы с ней схожи.
При поступлении в Воронежскую государственную академию искусств у меня была некоторая база (я год училась в СПбГАТИ на целевом курсе при Орловском драмтеатре), но, видимо, в конце первого курса в Воронеже у меня случился «творческий кризис»: я все делала правильно, но робко, не хватало мне, наверное, свободы и импровизации. Вообще, при обучении на актеров и актрис не всегда понятно, пойдет ли человек по профессии дальше. Бывает, что абитуриенты, поступая, берут уроки у педагогов. А как исполнять стихотворение – можно натренировать, но только в процессе обучения раскрываешься ты сам, и уже становится понятно, ты сам из себя что-то представляешь или тебя просто «натаскали». Такие актеры-марионетки в театрах редкость, с такими людьми режиссерам очень сложно работать, потому что они не привносят ничего своего, а выполняют ровно столько, сколько им задали. А режиссер и актер – это команда: первый предлагает, второй развивает.
Так вот мастер Сергей Надточиев стал говорить, что я делаю все сухо, без искры. Он говорил, что не уверен, есть ли у меня какие-то данные, чтобы стать артисткой. Да я и сама чувствовала, что чего-то недодаю. И тут можно было бы сложить руки и тонуть, ведь это обидно, но я поставила себе целью показать, на что способна. Думаю, характер мне в этом помог.
– А как в одном человеке могут присутствовать такая сила духа и робость? Или все актеры полны противоречий?
– Сцена обнажает многие вещи. Когда делаешь этюды во время обучения, можно выйти на определенные эмоции, от которых становится страшно. Это же включение моих нервных окончаний. Можно так закричать, что после этюда станет неловко, а тебя просят повторить – и ты не можешь, потому что боишься вновь испытать эту неловкость. И вот возможность управлять этим, а со временем и вообще получать от этого удовольствие – и есть суть актерской профессии. У меня был момент во время обучения, когда я боялась показать такие эмоции, но сильный характер позволил мне понять, что вообще-то мне это по силам и я буду пробовать делать это много раз, пока оно не войдет в привычку. Я должна была научиться справляться с неудобствами внутри, иначе как выходить на сцену?
«МЕНЯ БАЛУЮТ»
– Это говорит о том, что нюансы профессии вам раскрылись: здесь и борьба со страхами, и постоянная необходимость подтверждать свои умения. Но почему изначально выбрали сцену?
– Я занималась в цирковой студии наземной и воздушной акробатикой, выступала на сцене уже лет с шести. Но век циркового артиста достаточно короток: 27 лет – и ты на пенсии. Когда пришло время выбирать профессию, я понимала, что хочу связать жизнь с выступлениями на сцене, мне это нравится, но надо идти не в цирк, а куда-то еще. Стала думать про что-то смежное. И так совпало, что в школе я делала научную работу по театру, я увлеклась этой темой, поездила по разным городам, посмотрела. И – поступила: сначала на целевой курс СПбГАТИ, а потом перепоступила в Воронеж.
– Ваши роли – та же Маслова, за которую вы взяли премию «Браво!», Варенька Доброселова из спектакля «Бедные люди», ставшего «Событием сезона» – хорошо представляются не в ТЮЗе, а на большой сцене драматического театра. Никогда не задумывались стать героиней драматических постановок?
– Меня балуют режиссеры, мне повезло, что я попала именно сюда, в ТЮЗ. У меня много замечательных ролей, которые мне довелось сыграть, я благодарна и Александру Сидоренко за роль Вареньки Доброселовой, огромное спасибо Вадиму Кривошееву за роль Катюши Масловой. Так что мне грех жаловаться. А многие артисты, устроившись в драмтеатры, долго сидят без работы или без главных ролей. Можно попасть в театр Вахтангова и просидеть там 20 лет в массовке, так ничего и не сыграв.
За семь лет в театре я сыграла множество разноплановых ролей. В этом и кайф Театра юного зрителя: у меня есть крупные драматические работы, я могу играть комедийные образы, погружаться в детские спектакли. Здесь масса возможностей! И мне нравится это. Я благодарна судьбе, что складывается именно так.
– А в каких спектаклях чувствуете себя органичнее?
– Драматические работы – для души, чтобы, может быть, «погладить» свое актерское самолюбие, понять, что у меня это получается. Игра в детских спектаклях – ради куража и кайфа, где мы танцуем, поем, примеряем самые неожиданные образы. Это драйв, это для энергии, ты здесь заряжаешься. В драме ты больше отдаешь. С комедиями у меня всегда было сложно, только в последние два года я начинаю понимать этот жанр, благодаря главному режиссеру Вадиму Кривошееву, который видит меня глубже, чем я сама.
– Сейчас можно услышать мнение, что актерское амплуа умирает. Если актер талантлив, он сыграет все, это лишь вопрос времени, затраченного на работу. Так ли это?
– В нашем деле трудолюбие играет большую роль, безусловно. Но мне кажется, что актер все-таки не может быть универсальным, потому что видно, когда человеку чего-то дано больше – он в этом живой. Натренировать себя можно, но это все равно будет видно. У универсального актера есть все шансы превратиться в ремесленника. А это грозит тем, что исчезнет магия театра. Нет, нельзя так говорить – мы все разные. Каждый хорош в своем.