Газета,
которая объединяет

Не шутки ради

Комики рассказали, почему воронежский юмор остается «коротким метром» и теряет профессионалов
Рубрика: Социум№3 (2464) от
Автор: Ирина Лазарева

Комедия разных жанров переживает бум развития по всему миру: стендап называют рупором современности, который говорит обо всех проблемах общества; а импровизация, растиражированная каналом ТНТ, появляется даже в списках любителей настольных игр. Да вот только к подъему юмористики на новый уровень в Воронеже это не приводит: профессией юмор становится для единиц.

ЧАСТО И БЕСПЛАТНО – А ЖИТЬ НА ЧТО?

Тем, кто хотя бы однажды посещал местный стендап-концерт, имя Дмитрия Шамаева может быть знакомо: он не только выходит на сцену с шутками, но и является главным организатором этих вечеров уже на протяжении пяти лет. Видел, как зарождалась воронежская комедия, расцветала и затухала, а потом – все заново: первые успешные «ласточки» упорхнули в столицу, и год за годом за ними следует очередная партия «оперившихся птенцов».

Воронежский юмор славится кадрами на всю страну: популярности добились, например, Руслан Белый, Юлия Ахмедова, Антон Шастун – участники разных юмористических проектов на телевидении и авторы собственных шоу. В Москву в разное время перебрались также комики Александр Долгополов, Игорь Тарлецкий, импровизатор Дмитрий Журавлев.

– Уехали все, с кем я начинал, – говорит Шамаев. – Часто приходится браться за все с нуля, в стендап приходят новые ребята. Я заметил, что они делают комедию больше из своих внутренних ощущений. Их комедия сложнее и лучше, чем была у нас в 2016-17 годах. Стендап в целом развивается, стало больше юмора в интернете, и у ребят другой уровень только уже за счет насмотренности. Стало меньше комедии наблюдений, почти нет юмора про отношения. Ребята стремятся развивать тему и извлекать из нее юмор за счет мыслей, боли, переживаний, а не пытаются механически генерировать шутки по классическим схемам. Но сделать так, чтобы ребята оставались в Воронеже, нельзя.

Воронежу попросту нечего противопоставить Москве. Со слов организаторов выступлений, даже в лучшие – доковидные – времена комики могли выступить максимум 8-10 раз в неделю, тогда как в Москве можно это делать до 6 раз за день (в столице пять стендап-клубов, куда приходит разная публика, и ты можешь бесконечное множество раз проверять свой материал). Кроме того, в столице больше платных мероприятий, куда могут пригласить артиста.

– В Москве больше возможностей. Например, на мероприятиях ты можешь видеть, как выступают крутые комики, и учиться у них. И там, самое важное, раскрепощенный зритель. Он легче расстается с деньгами и более восприимчив к мыслям и темам, – говорит Шамаев. – В нашем городе нельзя профессионально заниматься комедией – если мы под понятием «профессионально» понимаем возможность делать что-то настолько хорошо, чтобы этим хорошо зарабатывать. И дело тут в самом Воронеже. В его экономическом и социальном уровне. Нет прослойки людей, которые готовы ходить на концерты часто и за деньги. Есть те, кто хочет часто и бесплатно. Это студенты. Они достаточно раскрепощены как зрители, то есть восприимчивы к сложным или спорным темам, какой-то боли личностной, смелым размышлениям. Перед ними приятно выступать. Но они студенты и у них нет денег. А есть взрослый зритель – от 30 и старше, он готов отдавать деньги за билет, но очень смущается, когда ему даешь что-то сложное. Заходят преимущественно темы про отношения типа формата «Камеди» нулевых. А еще много тех, кто в принципе не доверяет уровню воронежской комедии.

БЕЗ КОНКУРЕНЦИИ И МОТИВАЦИИ

На деле получается так, что Воронеж выпускает ребят в вольное плавание, туда, где с набором полученных знаний и навыков можно становиться профессионалом и работать только в комедии, а не совмещать с чем-то еще (для Воронежа это обычная история – прим. авт.).

Настя Веневитина успешно выступала в Воронеже и пробовала свои силы в телевизионных проектах. Можно сказать, жила на два города, в итоге – почти выиграла пятый сезон шоу «Открытый микрофон» на ТНТ и получила приглашение по работе с переездом в Москву. Воронежский стендап снова остался без «звездочки».

– В Воронеже есть все для того, чтобы комику начать и вырасти: площадки для выступлений, тусовка, близость Москвы (и перспектив, соответственно). Но не хватает конкуренции и мотивации. В Воронеже практически невозможно зарабатывать на юморе, потому что люди не готовы идти на концерты местных комиков за билет в 300-500 руб. И из-за того, что Москва рядом, хорошие комики постоянно уезжают, уровень комедии в регионе сразу падает, приходится начинать с начала, – объясняет Настя.

К ЮМОРУ БЕЗ СЦЕНАРИЯ

Обучающих мероприятий для комиков и импровизаторов в городе делают немало. Для стендаперов лучший учитель – практика, которую можно получить на открытых микрофонах. Импровизаторов юмору без сценария обучают в «Школе импровизации». Но в импровизации ситуация в целом несколько иная. Участник коллектива «Некукольный театр» Игорь Кукуев объявил недавно о старте курса по длинной форме импровизации, притом что это для него – всего лишь хобби.

– Когда-то меня посещала мысль о том, чтобы начать зарабатывать именно импровизацией, оставив основную работу. Но я опасаюсь, что, если хобби превращу в основной заработок, перестану получать от него удовольствие. Юмор для меня – одна из форм передышки от загруженности, он помогает мне пережить какие-то жизненные обстоятельства. К тому же мы получаем совершенно другую энергетику, когда отдаем бесплатно, – говорит Игорь.

Длинной форме импровизации Кукуев обучился в Москве, а теперь готовится поделиться навыками с ребятами из команды и теми, кто решит впервые открыть для себя выступления без заготовок.

– Пока записались всего семь человек, причем половина из них – те, кто уже знаком с импровизацией: а это, по сути, наша жизнь, перенесенная на сцену, когда случается много всего незапланированно, и ты должен быть гибким, – рассказывает Игорь. – Спрос небольшой, тогда как в Европе, например, очень много импровизационных кружков, которые даже устраивают тематические дни. У нас к этому придут тоже.

– Чтобы понять, какой будет импровизация через десять лет в России, в Воронеже, надо посмотреть на путь развития стендапа: сейчас это очень популярное направление в юморе. С импровизацией станет так же. И постепенно мы придем к тому, что она из короткой формы превратится в полновесный жанр, будет больше длинной формы. Это когда нет определенного формата, который помогает нашучивать – по типу миниатюр «Меняй», и смешно выходит от того, что ты мучаешься. Длинная форма – это комедия положений, в которую «встроен» придуманный тобой персонаж, и вы командой существуете в этом сюжете, – уверен другой участник «Некукольного театра», автор команд КВН Алексей Попов.

ПОД ТЕКСТ

Воронежец Николай Холодков занимается организацией стендап-вечеров на английском языке, привозя в Воронеж комиков из разных городов и стран. Впервые формат был опробован в Москве, а Николай, побывав на таком мероприятии и являясь организатором английского разговорного клуба, загорелся интересной возможностью практики языка. В нашем городе такие мероприятия не собирают большого количества человек – в среднем 40, а также не являются формой популяризации комедии. Делаются они исключительно для развлечения.