Газета,
которая объединяет

Сам себе режиссер

Обладатель «бронзы» областного конкурса «Учитель года» – о личных методиках преподавания и современных детях

Успеть за 72 часа: учитель информатики и робототехники МБОУ «Подгоренский лицей им. Н.А. Белозорова» в Россошанском районе Михаил Малакеев к самому главному педагогическому конкурсу страны готовился в спешке. Заняв в регионе лишь третье место, совершенно не рассчитывал, что поедет бороться за «Хрустального пеликана» на всероссийский финал.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

– Школьным педагогам привычна практика замещения, но замещать коллегу на уроке и на конкурсе «Учитель года России» – не одно и то же. Как же успели подготовиться?

– Это был очень волнительный момент, потому что мне сообщили о том, что я еду на конкурс «Учитель года России» как участник финала, за три дня до отъезда. Представлять Воронежскую область должен был учитель физической культуры из Терновской школы Тимур Садовский, но он заболел. Я сомневался: «Почему я? Ведь так много других достойных учителей, а я в области только третий».

Помогла поддержка и помощь коллег. Мы устроили масштабный мозговой штурм, делились лайфхаками друг с другом, личными методиками, которые используем на уроках. Очень повезло с коллективом, мы были одной из первых школ в регионе, которая еще до пандемии внедрила у себя элементы дистанционного обучения, которое нас очень выручало, когда классы закрывали на карантин по гриппу. Все педагоги нашего лицея с компьютерами на «ты», поэтому они действительно понимали, чем могут быть полезны в подготовке урока по достаточно трудному школьному предмету, незнакомому многим, особенно сельским, учителям.

В финале конкурса я давал урок в седьмом классе по теме «Компьютерная графика». Это первый практический урок по информатике. От меня требовалось познакомить детей с этим понятием, объяснить, какие виды компьютерной графики существуют, показать, как ее создавать. Но просто говорить или показывать указкой на мониторе компьютера – давно стало неинтересным. Детей нужно мотивировать и увлекать. Я предложил им сделать настольную игру по информатике с карточками для повторения предмета. Эту игру потом я подарил волгоградским школьникам (финал проходил в Волгограде – прим. авт.).

– Получается, учителю все время нужно что-то придумывать, чтобы его предмет не назвали скучным?

– Современные дети хотят понимать, для чего им нужен в жизни тот или иной предмет, они должны сразу получить объяснение его практической значимости. Конечно, случается, что я слышу от детей фразочки «это так скучно», «нам же это не пригодится». И кому-то вправду не понадобятся знания программирования, системы счисления, алгоритмы. Но информатика гораздо шире, чем мы обычно ее понимаем. Та же компьютерная графика. Ведь она пригодится не только для того, чтобы сделать красивую презентацию, что, собственно, достаточно просто. Знание этой темы необходимо дизайнерам, художникам, людям, увлеченным виртуальной реальностью, создателям игр.

Современный учитель должен ставить своей целью умение подать материал, который учащиеся будут свободно применять в жизни. Они же не всегда сразу улавливают эту связь. На уроках информатики я провожу параллель между темой и проф­ориентацией. Также применяю игровой формат и использую соревновательные моменты. Просто излагать материал – мало, становится важной любая мелочь. Работы от этого, конечно, больше. Но тот, кто приходит в педагогику, это должен понимать и принимать правила игры. К тому же есть в этом и плюс: я режиссер своего урока. Можно фантазировать и пробовать разные «примочки».

ПЕРВЫЙ В СЕМЬЕ

– А как вы попали в школу?

– Случайно. Я никак не хотел идти в десятый класс, хотя был отличником и претендовал на медаль. Меня уговаривали и учителя, и родители, но я все равно ушел в колледж. Не понимал особенно, чем хочу заниматься, но, поразмышляв, подал документы в Россошанский педагогический колледж. Потом меня взяли в школу учителем, параллельно получал высшее образование. После трех лет практики пригласили в лицей им. Н.А. Белозорова. В семье я первый педагог.

Хотя иногда меня посещали мысли уйти из педагогики, найти место аийтишника с приличной зарплатой. Но они сразу уходят, когда я думаю о школе и детях. Мне нравится общаться с ними, придумывать для них интересные уроки. Здорово, когда они с любопытством слушают меня. Когда у меня окно, часто брожу по коридорам в ожидании звонка, мне кажется, что так мой урок наступит быстрее. Я хочу быть учителем.

– Какие основные проблемы в преподавании информатики в системе школьного образования вы видите?

– Отсутствует преемственность учебников начальной и основной школы, то есть в материале, который там дается, нет плавного перехода, поэтому что-то приходится давать под запись. Детям просто негде это прочитать. Кроме того, не все задания, которые приводятся в книгах, актуальны. У нас информационный век, и информатика развивается очень быстро. Приходится самостоятельно придумывать задания или адаптировать старые к современным техническим возможностям. Каждый год выходит новое программное обеспечение, а в учебниках описывают программы 2007-го. Не уверен, что можно к каждому новому учебному году обновлять литературу по предмету, но эта трудность есть, и нам приходится с этим работать.

ПОД ТЕКСТ

Педагог физической культуры Терновской средней общеобразовательной школы №1 Тимур Садовский, вы­игравший региональный конкурс «Учитель года», накануне всероссийского финала заболел коронавирусом.

– Сработал закон подлости, но ничего страшного не случилось. Куда важнее, что из-за пандемии мы упустили массу времени, которое могли бы плодотворно проводить с детьми. Многие из них уже не соотносят свой режим дня с двигательной активностью. Они привыкли, придя домой, сесть и открыть телефон. Если раньше после школы у них всегда были спорт, вокал, танцы, то теперь они про это словно подзабыли, а ведь занятия уже возобновили. Были случаи, когда я звонил и спрашивал: «Ты почему не на тренировке?» И получал ответ: «Ой, да там холодно». Есть какая-то пассивность в каждом из нас, как будто коронавирусом эмоционально уже все переболели. Надо с этим что-то делать. Нам, учителям, еще предстоит подумать над тем, как по-новому мотивировать детей к деятельности. Людям нужна встряска, – сказал в интервью «Берегу» Тимур Садовский.

КСТАТИ

Победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» стал учитель математики лицея классического элитарного образования Ростова-на-Дону Михаил Гуров, получивший главный приз – «Хрустального пеликана». Призерами финала также стали Сергей Левченко (Адыгея), Иван Меньшиков (Санкт-Петербург), Диана Минец (Вологодская область), Елена Цыдыпова (Бурятия).