Газета,
которая объединяет

Сириус будет жить

В Новом театре Воронежа поставили спектакль под чечетку
Рубрика: Культура№37 (2498) от
Автор: Ирина Лазарева

Новый театр обратился к нидерландской литературе: на сцене Дома актера показали спектакль «Рыбы не тают» по одноименной книге Жефа Артса. Историю о длинном путешествии полярной ночью режиссер Виктория Шаламова наполняет фантазийными образами, особой и волнительной мелодичностью: чечеткой, отбиваемой по льду замерзшего озера – в ритме сердца.

ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

– Чечетку артисты осваивали с нуля, брали уроки у хореографа, – говорит режиссер. – Идея включить в постановку именно степ возникла у меня еще при прочтении книги, так как герой, мальчик Матти, все время ведет счет в голове. Время бежит: рыбка Сириус, которую он пытается спасти как единственное напоминание о некогда счастливой семье, может прожить на холоде только два часа. И ему нужно торопиться, чтобы спасти Сириуса, поэтому он считает – это как единица измерения.

Виктория Шаламова все чаще впускает прессу на свою «кухню», не стесняясь показывает, насколько не идеально премьерное «блюдо» – с одной стороны, а с другой – наглядно демонстрирует множество ее «вкусных» ингредиентов. Здесь и сцена с океанариумом, в которой артисты превращаются то в рыб, то в медуз, то в крабов (а краба исключили из финального, дошедшего до зрителя спектакля!), и наставления техническому цеху по свету и звуку, и даже «перемотка» спектакля – Виктория с артистами несколько раз репетируют некоторые сцены, закрепляя их, или вовсе пауза.

– Спектакль – это живой процесс, он все время меняется. А если этого не происходит, театр умирает, – говорит режиссер.

ЛИТЕРАТУРА БЕЗ ТАБУ

– Жизнь изменилась. Мама и папа больше не счастливы вместе (у папы депрессия, а мама уже не верит в его выздоровление – прим. авт.) Матти – единственный, в ком осталась та светлая и теплая часть его семьи. Он очень хочет вернуть это. В нем горит огонь. И Матти решается на отчаянный поступок. А как иначе? С огнем внутри не посидишь на месте. Мой герой очень уверенный и любящий помогать, – рассказывает о характере персонажа исполнитель главной роли Роман Лютиков. – Он старается спасти любимую рыбку отца, которую решили продать. Он думает, что папа улыбнется, когда узнает, что ему удалось сохранить Сириуса. Конечно, это история про взросление, смелость, про подростковые проблемы, о которых нужно говорить.

– Мне, после того как я поставила спектакль «Мой дедушка был вишней», очень понравилось работать с зарубежной современной литературой, и я искала что-то такое, что мне захочется воплотить с нашей труппой. В этих произведениях поднимаются вопросы, которые часто считают табуированными для детской литературы: переживания ребенка, его одиночество и травмы, развод родителей, болезнь… Если у нас принято закрывать глаза на такие ситуации, то нидерландские авторы говорят об этом открыто, – рассказывает Виктория Шаламова. – Мне хочется, чтобы детский театр был живым, с острыми проблемами, давал пищу для размышлений и взрослым, и детям.

Кстати

Новый театр – это коллектив, который ставит авторские спектакли, объединяющие драму, документальный текст, хореографию, музыку, цирковое искусство в единое сценическое действо. Ранее труппа ставила только документальные истории, но авторская книга «Рыбы не тают» стала второй, к которой обратились создатели. В декабре прошлого года Новый театр представил зрителям эксперимент с классикой, показав постановку «Тургенев. Не Му-му», основанную на повести «Вешние воды».