Газета,
которая объединяет

Главное волшебство

В воронежском театре впервые поставили оперу для детей
Рубрика: Культура№72 (2533) от
Автор: Ирина Лазарева

Такого не было никогда – спектакль «Дитя и волшебство» стал новой вехой в истории оперного искусства в Воронеже. Премьера музыкального представления Воронежского театра оперы и балета для самых маленьких состоялась в начале октября.

НА ЯЗЫКЕ ДЕТСТВА

В основе сюжета спектакля на музыку Мориса Равеля – история о непослушном мальчике, которого обиженные им предметы решают наказать. Благодаря волшебству он совершает открытия, которые заставляют его понять, что по-настоящему ценно, а что искусственно.

Режиссером-постановщиком этой удивительной истории выступил Андрей Цветков-Толбин, но задел для старта был подготовлен главным хормейстером театра Ольгой Щербань и ее хоровым коллективом.

– Музыка – самое главное волшебство в этой работе, – признается режиссер. – Морис Равель писал так, что, закрыв глаза, можно прожить целую историю. Возможность прикоснуться к этому творению – огромная ценность. Я могу сказать, что работа над спектаклем была кропотливой, потому что осуществлялся поиск, нужно было понимание, что хорошо будет сочетаться с такой музыкой. Я «зарубил» три экспликации декораций! Мне хочется, чтобы поставленная мной опера была современной, созвучной нынешнему дню.

УСПЕТЬ ЗА 30 СЕКУНД

В спектакле заняты ведущие солисты оперы, артисты хора, миманса, музыканты симфонического оркестра театра. Опера хоть и детская, будет интересна широкому кругу зрителей, потому что в ней звучит Равель. В постановке можно отыскать тысячу и один жанр, говорят создатели. К слову, пока мы видим одну из сцен, за кулисами происходит полный кавардак: артистам нужно успеть переодеться за тридцать секунд, ведь у многих сразу несколько ролей.

– Все службы театра ждут за кулисами. Весь театр во время этой постановки стоит на ушах! Нет такого, как в «Борисе Годунове», – отпел и ушел на два часа. Этот час, который заложен на спектакль, должен пронестись как комета, для чего все внутритеатральные механизмы должны быть заведены, – объясняет Андрей Цветков-Толбин. – Это пример того, как театр служит людям. Первая детская опера – это новая веха в истории Воронежского театра оперы и балета.

Драматическую линию тоже задают солисты хора, им пришлось учиться вживаться в необычные образы, познавать характеры своих героев. Получилась динамичная и живая история с поющей «мебелью». Чашка, чайник, кресло, торшер оживают и поют – передать образы этих вещей артисты должны вокальными средствами. На сцене также квакают лягушки, поют соловьи, стрекочут стрекозы, шелестят кроны деревьев в лесу. Процесс поиска правильных звуков очень увлек артистов, а их заинтересованность позволила родиться волшебству, рассказывают создатели.

Построен спектакль так, что начинается еще в фойе. Артисты приглашают юных зрителей в путешествие по миру музыки, позволяя им прикоснуться к шедеврам, познакомиться с ними. Режиссер придумал для этого фею Музыки и ее антагониста, который мешает ей творить чудеса.

– Музыка не может начинаться просто так. Это всегда театр, так говорил мой мастер, – сказал Цветков-Толбин. – Музыка начинается от действия – взмаха палочки дирижера, либо какого-то иного события. Мы постарались это показать в нашем спектакле, но уйти от протокольного представления дирижера.

– Мы поставили детскую оперу для того, чтобы привлечь в наш дом молодую публику, которая впоследствии заинтересуется оперой и будет посещать репертуарные спектакли театра, – пояснил художественный руководитель театра оперы и балета Александр Литягин.

Постановку первой детской оперы худрук расценивает как достойное развитие театра, и в скором времени здесь могут появиться новые оперные спектакли для юных театралов.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы ЕРМАКОВОЙ

В ТЕМУ

Новый творческий проект «Мы любим театр» запустили в театре оперы и балета. Он представляет собой совместное мероприятие театра и хореографического отделения Воронежской детской школы искусств №7. Суть в том, что ребята получают возможность посмотреть балетный спектакль, а потом – по горячим следам – пообщаться с артистами, исполнившими на сцене главные партии.

Проект стартовал с балета «Кармен-сюита» Ж.Бизе – Р.Щедрина и творческой встречи с заслуженными артистами Воронежской области Юлией Непомнящей и Иваном Негробовым.

ПОД ТЕКСТ

16 и 17 октября в театре оперы и балета покажут самую масштабную премьеру сезона – балет «Баядерка», музыку к которому написал композитор Людвиг Минкус. Премьерные показы продолжатся 17 ноября и 8 декабря. Этот

спектакль является известным шедевром выдающегося хореографа Мариуса Петипа. В основе сюжета произведения лежит окутанная индийскими мотивами история любви и ревности, верности и предательства, преступления и наказания.

«Баядерка» впервые появится на воронежской сцене. По мнению балетмейстера-постановщика спектакля, заслуженной артистки России Юлианы Малхасянц, в репертуаре каждой классической балетной труппы должен присутствовать этот спектакль, так как хореография Петипа всегда повышает профессиональный уровень труппы.

Костюмы и декорации создал приглашенный художник-постановщик, академик Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи. Дирижер-постановщик спектакля – лауреат премии Главы Республики Мордовия Данила Серганин.