Газета,
которая объединяет

Азартные игры в карту

Новости с фронта борьбы против удаленных мошенников

Удаленные мошенники подобны коронавирусу: они непрерывно создают все новые версии, которые обходятся жертвам очень дорого, обогащая ограниченный круг людей, и конца-краю нашествию их не видно. В декабре Центробанк подсчитал, что только в III квартале 2021-го кибермошенники похитили у россиян 3,2 млрд руб., из них удалось вернуть всего 7,7%.

За это же время зарегистрировано 256 198 попыток вывести деньги с банковских карт через банкоматы, терминалы, системы дистанционного обслуживания банков и при покупках в интернете.

БЕРЕГИТЕ КРЫШУ

Новый штамм кибермошенничества создал этой осенью особо опасный тренд на захват квартир. Сбербанк предупредил, что раньше мошенники просто крали деньги с карт, добыв пин-код и другие конфиденциальные данные граждан, потом стали оформлять на жертв кредиты и убеждать их перечислить деньги на свои якобы «безопасные» счета, а теперь же – лишают доверчивых граждан жилья. МВД особо отметило, что в таких схемах участвуют риелторские фирмы.

Воронеж оказался на передовой линии атаки нового мошеннического штамма. Еще до публичного преду­преждения о нем Сбером и МВД жительница Новоусманского района 58 лет продемонстрировала его эффективность. С 8 октября по 19 ноября ей названивали неизвестные, представляясь работниками банка. Сначала со сбербанковского номера 900 женщине сообщили о получении кредита на ее имя. Затем позвонили с московского номера, якобы из службы безопасности головного банка. И сообщили, что пришлют ей в Ватсап подтверждающие документы о попытке оформления на нее кредита и что ей необходимо срочно обновить номер лицевого счета.

Затем жертве стали приходить извещения, что в онлайн-программе банка на нее оформляются кредиты на разные суммы. Однако «менеджеры» и «сотрудники без­опасности банка» ее успокаивали: они объясняли, что это все – необходимые процедуры «очистки» кредитной истории, которую пытались испортить мошенники.

Все это время ее убеждали никому ничего не говорить, в противном случае о случившемся могут узнать подельники мошенников в банке и ситуация еще усугубится. После месяца общения с жертвой и оформления ею «безопасного» кредита женщине сказали: чтобы покрыть ее кредиты и обновить счет, необходимы 4 485 000 руб.

В ужасе она продала две свои квартиры и перевела деньги на указанные мошенниками счета, после чего те перестали выходить на связь.

Этот случай теперь можно считать образчиком новой схемы. Что и засвидетельствовали представители Сбера и МВД на международном форуме по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia. Они назвали новый тренд зарождающимся, на который надо обратить внимание: это воздействие на гражданина таким образом, чтобы он вместе с оформлением кредитов еще закладывал и продавал недвижимость. И если люди у нас в тяжелейшей жизненной ситуации раньше оставались с пустой карточкой после атаки с кредитами, то теперь они остаются еще и без квартир. А что делать с этой бедой, ни Сбер, ни МВД не знают. Они это видят, над этим работают, возбуждают уголовные дела, но толку-то и раньше от уголовных дел было немного. То есть вся королевская рать не может удаленного Шалтая-Болтая поймать и защитить население страны. А само население беспомощно: Visa оценила долю россиян, способных противостоять мошенникам, в ничтожные 0,2%.

Центробанк на днях сообщил, что за третий квартал инициировал блокировку 24 400 телефонных номеров мошенников – это вдвое больше, чем за тот же период 2020-го.

ПРИШЛА БЕДА – ОТКРЫВАЙ ВОРОТА

И если б только это! К декабрю Внешторгбанк сообщил о мошенничестве под предлогом возврата пенсионных накоплений. Преступники массово рассылают клиентам письма от имени Пенсионного фонда с предложением вернуть пенсионные накопления, ссылаясь на изменившееся законодательство. Мол, вы же знаете, уважаемый (ая), что 1 января 2022-го в России изменится порядок выплат пенсий. В числе нововведений то, что из пенсий пожилых людей, признанных банкротами, нельзя производить удержания даже по судебным листам; эта норма позволит защитить пенсионеров от мошенников, которые призывают их взять кредиты в банках или в МФО.

Чтобы «подтвердить» возврат, клиенту предлагают ввести данные карты на фишинговой странице, после чего успешно эти карты обчищают.

ВТБ отметил бурный рост (в преддверии новогодних праздников) количества мошеннических атак на счета клиентов с использованием поддельных официальных сайтов. А их и без Нового года была тьма-тьмущая: с января по сентябрь 2021-го число атак на средства клиентов ВТБ выросло в 1,5 раза, и в каждом седьмом случае мошенники использовали одновременно методы социальной инженерии и фишинга.

БЕРЕГИСЬ ЛЖЕПРАВО-ОХРАНИТЕЛЕЙ

2 декабря прокуратура Воронежской области предупредила жителей: внимание, мошенники используют подменные телефонные номера правоохранительных органов и звонят от их лица! В этом году в Воронежской области зарегистрировано 197 случаев удаленного мошенничества, в 10 из которых преступники представлялись сотрудниками прокуратуры, в 15 – Следственного комитета, 21 – ФСБ, 151 – МВД. По каждому факту возбуждено уголовное дело, проводятся необходимые следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия.

Но пока спасение надуваемых – дело рук самих надуваемых. Потому что расследование таких дел весьма затруднено – закон не запрещает операторам связи предоставлять услуги интернет-телефонии, позволяющей подменять номер звонящего. Эта функция легально используется работниками сферы для сохранения номера телефона в тайне при проведении рекламных акций, сотрудниками некоторых банков и других организаций. Провайдеры и операторы мобильной связи заинтересованы в увеличении интернет-трафика, а множество приложений, позволяющих изменять номер и голос, находятся в свободном доступе в сети.

Вот, оказывается, как все просто: закон потворствует нечистоплотным дельцам!

Впрочем, в июле 2021-го внесены изменения в ФЗ «О связи», по которым российские операторы обязаны прекратить предоставление услуг, в том числе по пропуску трафика в свою сеть, при обнаружении исходящих соединений из сети иностранного оператора под российскими номерами, а также при отсутствии у соединяющих операторов информации об абонентских номерах или уникальных кодах идентификации звонящих.

Кроме того, рассматриваются инициативы общественных организаций о введении уголовной ответственности за подмену номеров, а также за организацию подобных сервисов.

Но пока рак на горе не свистнет, самым эффективным способом противодействия мошенникам остается бдительность граждан.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

ЦБ предложил обязать банки возвращать деньги тем, кто стал жертвой мошенников, пишет РБК.

По данным ЦБ, в прошлом квартале доля возвращенных средств от всего объема похищенного резко снизилась – на 5,4 процентного пункта, до 7,7%.

Среди предложений, которые ЦБ разослал участникам рынка, – введение упрощенного порядка возврата денежных средств пострадавшим от действий мошенников в размере суммы, которую определит Банк России.

«Возврат средств в пределах установленной суммы распространяется на все банки, но если у банка низкий уровень антифрода (механизма по предотвращению хищений), то ему придется вернуть клиенту всю похищенную денежную сумму, даже если она превышает этот размер», – отмечает издание.

К низкому уровню будут относиться случаи, когда банки не могут выявить операции, совершенные без согласия клиента, несмотря на получение необходимой информации от ЦБ о мошеннических транзакциях.