Газета,
которая объединяет

Не споткнуться о «ступеньки»

На воронежской сцене выступил старейший хор России
Рубрика: Культура№91 (2552) от
Автор: Ирина Лазарева
В Воронеже на гастролях побывал хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Выступление хора состоялось в Воронежской филармонии 17 и 18 декабря.

Вместе с питерскими исполнителями перед воронежцами выступил также Воронежский академический симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств Воронежской области Игоря Вербицкого и бас-баритон Владимир Байков.

Русской духовной и светской музыкой, народными песнями началось первое отделение концерта. Хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга собрал полный зал зрителей (насколько это возможно при действующих эпидемиологических ограничениях в регионе). Во втором отделении – впервые на сцене Воронежской филармонии – прозвучала вокально-симфоническая поэма Дмитрия Шостаковича на слова Евгения Евтушенко для баса, хора и оркестра «Казнь Степана Разина».

– Как давно это произведение в нашем репертуаре, даже не могу вспомнить, – признался Владислав Чернушенко. – Текст Евтушенко вызывает у меня неоднозначную реакцию. Почему этим произведением увлекся Шостакович? Время было такое. Это очень трудное сочинение, но заслуживает того, чтобы оно сохранялось в репертуаре ведущих хоровых коллективов.

Исполнитель вокальной партии Владимир Байков – один из ведущих российских певцов и солист Гамбургской государственной оперы, выступал на разных мировых сценах, в 2021 году дебютировал в Большом театре. Певец признался, что Шостакович, пожалуй, самое трудное, с чем доводится работать исполнителям.

– Шостакович в моей карьере случается редко, но сразу много, когда нужно вы­учить текст за очень короткий срок. И это непросто. Написано очень высоко и брутально, уже после одной репетиции чувствовал, как садится голос. Шостакович же любил менять размеры, поэтому все время при исполнении встречаешь «ступеньки» и «углы». Нужно крепко заучивать, чтобы перестать спотыкаться. Шостакович – это день за днем с нотами, – пояснил Байков.

С гастролями Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга в Воронеж связали и другие мероприятия, которые проходили в эти дни в столице Черноземья. При поддержке департамента культуры Воронежской области состоялось заседание культурных деятелей, обсудивших тему «Концертная деятельность и креативная индустрия: пути пересечения». Воронежскую область на встрече представила художественный руководитель Воронежской филармонии Ирина Авралева, а гендиректор старейшего в России хора Ольга Хомова рассказала об арт-коллаборациях как двигателе креативной индустрии. Также Владислав Чернушенко встретился со студентами Воронежского государственного института искусств.

Концерты в Воронежской филармонии 17 и 18 декабря прошли в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».