Газета,
которая объединяет

Услышать, заметить, понять

Почему в регионе растет число суицидов среди подростков
Рубрика: ЧП/Криминал№31 (2585) от
Автор: Ирина Лазарева

Количество попыток детских самоубийств в Воронеже выросло почти в два раза: в 2020 году было зафиксировано 14 случаев, в 2021-м – 24 (в оба года по 6 смертельных исходов). В первом квартале 2022 года их уже 10. Воронежские педагоги и психологи сильно обеспокоены тревожной тенденцией.

Во Дворце творчества детей и молодежи состоялась научно-практическая конференция «Ты не один», где обсудили главный вопрос: что с этим делать?

Никогда не пустуют

В психоневрологический диспансер родители и подростки обращаются по разным вопросам – от проблем внутрисемейного непонимания до потери смысла жизни у детей.

– В психоневрологическом диспансере подростковые суицидальные койки – места, куда переводят после реанимации – никогда не пустуют. С подростками работают 67 наших специалистов, которые выясняют мотивацию совершенного поступка: это истинное суицидальное поведение или демонстративно-шантажное? – говорит внештатный специалист по медицинской психологии департамента здравоохранения Воронежской области Марина Ларских. – Этап диагностики и далее психокоррекционные мероприятия.

Эксперт обратила внимание на направление киберсуицидов. Если раньше все же кто-либо не имел возможности приобрести смартфон, то теперь они точно у всех есть: интернет-зависимость фиксируется даже у пожилых людей, а тем более у подростков. С интернетом связано, как правило, большинство случаев нарушения поведения у школьников. Специалисты работают с онлайн-зависимостями, на приемах разбирают ситуации киберхондрии (расстройство, заключающееся в стремлении самостоятельной постановки диагноза на основе симптомов заболеваний, описанных на интернет-сайтах – прим. авт.).

Все чаще подростки попадают в ловушки интернет-мошенников и направляют им свои интимные фотографии, что становится затем причиной шантажа. Распространен кибербуллинг и киберсуицид.

– Период от первых мыслей о суициде до совершения попытки самоубийства называется предсуицидным. Подросток в эти моменты очень напряжен, ищет помощи. Когда мы анализируем этот путь при диагностике, понимаем, что у детей был крик о помощи, что их состояние взрослое окружение могло понять и оценить. Тогда мы задаемся вопросом: где были родители, учителя и школьные педагоги-психологи? Почему не заметили? – поставила вопрос ребром Марина Ларских.

– Суицид – это прежде всего следствие эгоизма и гордыни, искоренять которые можно, беседуя с подростками о ценностях семьи, важности творить добро, – убежден помощник руководителя отдела религиозного образования и катехизации Воронежской епархии по взаимодействию православных приходов с образовательными организациями Воронежа Евгений Вжесневский. – У ребенка много разных занятий сейчас – физика, математика, литература… И ребенок потом с этой тачанкой едет и думает: «Что с этим делать?» А ведь часто бывает, что человеку дан всего один талант. Так родители еще его в кружки запишут, потому что так принято. Мы с вами не раскрываем таланты наших детей, а вкладываем в них то, что считаем правильным и нужным. У нас нет программы, которая определяла бы, что является истинным талантом учащихся, и которая могла бы выработать индивидуальную траекторию обучения того или иного ребенка, оградив его от излишних стрессов и рефлексий.

Ситуации давления

Дела о доведении до самоубийства в Воронежской области возбуждают редко, хотя все чаще подростки сталкиваются с травлей или шантажом в интернете, даже зомбированием – ситуациями давления. В конце декабря прошлого года Воронеж потрясла вопиющая история интернет-шантажа. 16-летнего юношу интимными снимками, которые тот отправил возлюбленной, жестоко шантажировал 21-летний житель Ростовской области. Мошенник обещал разместить ролики и фотографии в Сети.

Парень не выдержал давления и совершил самоубийство. В конце марта полиция задержала виновника.

– Все чаще детей доставляют в больницы с симптомами отравления медицинскими препаратами. Это тревожный звоночек, и все мы на фоне сложившихся обстоятельств должны проявить максимальную бдительность. мы – педагоги – не можем оставаться в стороне от проблемы. Поэтому в 2021 году в Воронеже была создана мобильная антикризисная бригада по реагированию на возможные конфликтные ситуации, а также по проведению профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, – рассказала заместитель руководителя управления образования и молодежной политики администрации Воронежа Оксана Хоронжук.

Экстренно
и оперативно

Мобильная кризисная бригада функционирует на базе Центра развития образования и молодежных проектов. Ее цель – оказание срочной психолого-педагогической помощи в кризисных ситуациях.

– К нам обращаются педагоги и школы, с начала этого года активнее приходят с вопросами родители, которые тоже обеспокоены какими-то вопросами. Мобильная антикризисная бригада имеет уже свой штат, на конец прошлого года у меня было 118 обращений. Они касались повышенной тревожности, проблем в детско-родительских отношениях и вопросов, связанных с самоповреждениями. С начала этого года много обращений от родителей, дети которых находятся в реанимации после совершения суицидальных попыток, – рассказала руководитель мобильной антикризисной бригады Любовь Шахова.

Причинами суицидальных мотивов на практике становятся, как правило, затяжные конфликты – с родителями, сверстниками и даже педагогами, пояснила Шахова. Работать штату антикризисной бригады приходится как с теми, кто прибегает к демонстративно-шантажному поведению, так и с теми, у кого – истинное суицидальное.

– В моей практике были случаи, когда дети продумывали план того, как это будет. Одна девочка в разговоре со мной поделилась, что она размышляет, как заработать денег на гроб, чтобы родители не тратились на это. Это проявление истинного суицидального поведения, а потому требует очень глубокой работы. Но и другие случаи не менее сложны для разбора: демонстративно-шантажное поведение – это назло, вот это и есть следствие затяжного конфликта, – добавила Шахова.

О положительном опыте работы с бригадой рассказала директор школы №94 им. генерала А.И. Лизюкова Наталия Сысоева. Она высоко оценила опыт межведомственного взаимодействия, заметив, что самое главное для разрешения проблемы – диалог и внимание к подростковой судьбе.

В тему

Руководитель мобильной антикризисной бригады – Любовь Шахова. Консультации проводятся с понедельника по четверг с 14.00 до 18.00. Записаться можно по телефону 262-84-94. Для выезда мобильной бригады в образовательные организации необходимо заполнить прилагаемую форму на сайте управления образования и направить на электронную почту: mab@cro-vrn.ru.