Газета,
которая объединяет

Без паники!

Психолог Светлана Сухочева – об эмоциональном воспитании и симптомах детского стресса
Рубрика: Социум№76 (2630) от
Автор: Ирина Лазарева
Какие мысли и эмоции вызывает у вас слово «стресс»? Скорее всего, вы подсознательно тревожитесь, ведь нередко верные его спутники – негативные ощущения. А вы задумывались над тем, как стресс переживают дети? Ведь если мы не способны защитить себя, то как защитить их?

Бывает ли стресс полезным и почему не всякий «рецепт» исцеления поможет? Об этом «Берег» поговорил с семейным психологом, сотрудником Комплексного психологического центра «РОСТ» Светланой Сухочевой.

Считать настроение

– Светлана Юрьевна, насколько сильно, по вашему мнению, наше общество
охвачено стрессом? Согласны ли вы с тем, что стресс – это токсин современности?

– Я бы так не сказала. Стресс – это реакция нашего организма на любое необычное развитие событий. Сейчас, конечно, мы то и дело сталкиваемся с такими обстоятельствами, которые не можем не пропустить через себя, это не считая постоянных перегрузов на работе, бытовых нюансов.

Но, как ни странно, вся наша жизнь проходит в стрессе, хотя он может иметь и позитивные аспекты. Стресс, которым мы управляем, на который реагируем правильно, можно обратить в свою пользу.

К примеру, есть люди, которые рассматривают стрессы как ситуации роста.

Преодолевая препятствия, мы закаляем адаптационные механизмы. В общем, стресс – это неплохо, плохо его накопление.

– Сейчас одной из причин острого стресса можно назвать отсутствие информационной гигиены. В первую очередь у взрослых. Скажите, а совсем маленькие дети могут считать настроение родителей, которые много времени проводят на различных информресурсах и постоянно читают новости? Могут понять, что что-то происходит?

– Неслучайно говорят, что все проблемы родом из детства. В моей практике масса примеров, когда у ребенка конфликты в классе или он съехал по учебе, потому что почувствовал, что у мамы с папой что-то происходит. Дети считывают взволнованное настроение взрослых и тоже начинают тревожиться, задавать вопросы. И хорошо, когда в семье здоровый психологический климат и есть место для доверительного разговора, потому что прямым текстом о происходящем ребенку не скажешь, его надо подготовить, выбрать мягкие вариации определенных слов.

Важно говорить с детьми о том, что они чувствуют. Акцент поставить на этом, главное – выслушивать своего ребенка, чтобы обезопасить его от волнений, сомнений, чувства брошенности, безысходности.

– А есть ли разница в том, как на стрессы реагируют взрослые и дети?

– Распространенные реакции на стресс – крик, слезы, топанье ногами. Реже – агрессия или замкнутость. Проявление чрезмерной эмоцио­нальности характерно для детей, у взрослых, как правило, уже сформированы адаптационные механизмы психики, подкрепленные нормами поведения в социуме. Но мы склонны к неосознанной агрессии, также случается, что подавляем в себе стресс, не даем выхода негативу совсем. А это уже – уход от реальности, мы не позволяем себе прожить ситуацию, а занимаемся накопительством.

За эмоциональное благополучие

– Рецепт избавления от стресса у каждого свой. Кто-то заедает стрессовые состояния сладостями, другие прибегают к алкоголю. А что делать ребенку?

– Понимаете, стресс – как пружина. Если мы ее сожмем механическим движением руки, а потом резко отпустим, то случится «пам». Так и со стрессом. Если его все время подавлять, запивать, то рано или поздно «пам» произойдет. Неизвестно только, когда и каким образом. Это может быть неконтролируемая агрессия, например. И вот этим мы очень отличаемся от детей. Они, как правило, стараются поскорее высвободиться, а потому могут обвинить других в своих неудачах.

Такое состояние нельзя игнорировать. Как и ситуацию, когда ребенок захотел с вами поговорить о том, что его беспокоит. Однако не исключено же, что он подойдет в тот момент, когда взрослый не в ресурсе, у него у самого внутри бурлит. Тогда он буркнет в ответ: «Не сейчас», «Отстань», «Иди в свою комнату». А стресс копится. На третий раз ребенок уже сам не захочет ничего обсуждать, может замкнуться. Это не в укор родителям. К сожалению, сейчас ситуация такова, что они действительно не могут обеспечить спокойствие и постоянство.

– Тогда как же быть, если потерял способность быть чувствительным к таким детским состояниям? Или же банально эмоционально истощен, устал, а разговор назревает?

– Вспомнить, что ты взрослый. У тебя есть обязанности и ответственность.

Детям мало дать крышу над головой, еду и одежду. Мы отвечаем и за их эмоциональное благополучие. Но многие родители делают ошибки в воспитании, не поддерживая эту сторону общения со своими детьми. Эмоции играют огромную роль в нашей жизни, но мы из поколения в поколение не учимся их выражать. Я за то, чтобы говорить с детьми о том, что чувствуете, обмениваться мыслями и ощущениями. Это позволяет быть ближе друг к другу, а еще развивает самопонимание.

Где искать ресурс?

– Часто психологи советуют в ситуациях стресса прибегнуть к техникам заземления. Какими они могут быть?

– Любой специалист предложит индивидуальную траекторию для клиента, это могут быть самые разные техники. Но в обывательском понимании это про то, что нужно давать себе время для отдыха. Обязательно должно быть время на себя. Если нет возможности посвятить себе день, то пусть это будут хотя бы два часа. Для ребенка можно нанять на это время няню или обратиться за помощью к бабушкам и дедушкам. А в это высвободившееся время сходить в парк, в гости, почитать. В общем, сделать то, что любите. От этого мы заряжаемся и снова «готовы к труду и обороне». Но у каждого это свое, это надо найти. Надо проанализировать, от чего вы чувствуете себя хорошо, от чего получаете удовольствие. Вариаций много. Причем у всех ресурсность разная. Кому-то нужно два часа в неделю, а кому-то час-два каждый день.

– Как должна выглядеть профилактика стресса?

– Как я уже сказала, надо определить занятие, от которого вы получаете удовольствие, и определить его периодичность. А еще нам нужно тренировать осознанность, в том числе умение проживать ситуации и эмоции.

В тему

Педагог-психолог воронежского детского сада №198 Олеся Попова стала победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2022». Конкурсантка смогла обойти соперников из 73 регионов России.

– Сердца психологов удивительны: делясь, мы не беднеем, а становимся богаче, видя радость в глазах детей, родителей и коллег. Создавая для детей психологически благоприятную образовательную среду, мне нравится наблюдать, как на разных возрастных этапах раскрывается личность каждого ребенка, – говорит Попова о своей профессии.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2022» проводился уже в 16-й раз.